Сибирские огни, 1980, № 9

192 ЕФ. БЕЛЕНЬКИЙ эпитет «ртутный». Не только своим смыс­ ловым, но и звуковым образом. Правда, иногда эпитет настолько опреде­ ленен, что, как бы в дальнейшем ни рас­ цвечивал автор своего персонажа, какими бы достоинствами ни наделял его, читатель остается «под гипнозом» первого впечатле­ ния. Так получилось с портретом того же аспиранта Толи. Любимая им женщина за­ метила, что у него «в такт шагам подраги­ вают жирненькие щеки». В дальнейшем Анатолий оказывается человеком далеко не однозначным, в нем проявляется и прак­ тический разум, и сила, и такт, но «жир­ ненькие щеки» довлеют над всем, что ни говорит и ни делает персонаж. Убийствен­ ный эпитет, очевидно, введен в портрет преждевременно. Он ставит под сомнение благосклонность к Толе наблюдательной и далеко не глупой Ольги. Я позволил бы себе еще одно замеча­ ние. Персонажи романа любят цитировать. Классиков и современников. И словесная ткань книги как бы пересыпана блестками ярких изречений. «У нашей Натальи все люди канальи»,— заметил однажды Народ­ ный. «Ну, не скажите,— возразил ему Вла­ димир Николаевич,— тут, пожалуй, другое. Еще Ларошфуко утверждал: «Посредствен­ ность обыкновенно осуждает все то, что выше ее понимания». И тут старики начали щеголять афоризмами... Лабрюйер свиде­ тельствовал: «Есть области, в которых по­ средственность невыносима».— «Думается, он ошибался. Вам кажется — посредствен­ ность невыносима в театре, мне — в поэ­ зии, третьему — в науке. Нужно просто от­ носиться к ней по Лихтенбергу: «Не мыс­ лят, следовательно, не существуют». Все это само по себе занимательно, но перенасыщает речь цитатами, лишая ее не­ посредственности, естественности. Чужие изречения звучат и в речи инже­ неров, и даже электросварщицы Маши... И тоже далеко не всегда они оказываются кстати. Столь же склонны персонажи к расска­ зыванию анекдотических историй и забав­ ных ситуаций. Правда, анекдоты подобра­ ны со вкусом и в каждом отдельном эпизо­ де как будто уместны, но их обилие созда­ ет впечатление неуверенности автора в художественной силе его собственного сло­ ва. А ведь надобности в этом нет. Проза Марка Юдалевича достаточно зрелая и не нуждается в цитатных и анекдотных под­ порках. Недавно он заметил: «У каждого писате­ л я— большого и самого ординарного — есть своя главная книга. Есть она и у меня. Или, если говорить точнее, ее еще нет, но она пишется уже не один год. Эта книга о моем поколении... Эта книга отчасти ав­ тобиографическая...» Хорошо, когда глав­ ная книга видится впереди! Но и написанные им книги по праву заня­ ли свое место на полках библиотек и 8 сердцах читателей, особенно читателей Си­ бири и родного ему Алтая. ♦ ' Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Ж урнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 9. Западно-Сибирское книжное издательство. 630099, Новосибирск, Красный проспект, 32. Художественный редактор А. И. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред.— 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67, отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23. отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 20.05.80 г. Подписано в печать 16.07.80 г. МН03395. Формат 70Х108/,б. Бум. тип. Кв 2. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Усл.-печ. л. 16,8. Уч.-изд. л. 19,65. Тираж 107000. Заказ № 9. Цена 50 коп Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко. 104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2