Сибирские огни, 1980, № 9
192 ЕФ. БЕЛЕНЬКИЙ эпитет «ртутный». Не только своим смыс ловым, но и звуковым образом. Правда, иногда эпитет настолько опреде ленен, что, как бы в дальнейшем ни рас цвечивал автор своего персонажа, какими бы достоинствами ни наделял его, читатель остается «под гипнозом» первого впечатле ния. Так получилось с портретом того же аспиранта Толи. Любимая им женщина за метила, что у него «в такт шагам подраги вают жирненькие щеки». В дальнейшем Анатолий оказывается человеком далеко не однозначным, в нем проявляется и прак тический разум, и сила, и такт, но «жир ненькие щеки» довлеют над всем, что ни говорит и ни делает персонаж. Убийствен ный эпитет, очевидно, введен в портрет преждевременно. Он ставит под сомнение благосклонность к Толе наблюдательной и далеко не глупой Ольги. Я позволил бы себе еще одно замеча ние. Персонажи романа любят цитировать. Классиков и современников. И словесная ткань книги как бы пересыпана блестками ярких изречений. «У нашей Натальи все люди канальи»,— заметил однажды Народ ный. «Ну, не скажите,— возразил ему Вла димир Николаевич,— тут, пожалуй, другое. Еще Ларошфуко утверждал: «Посредствен ность обыкновенно осуждает все то, что выше ее понимания». И тут старики начали щеголять афоризмами... Лабрюйер свиде тельствовал: «Есть области, в которых по средственность невыносима».— «Думается, он ошибался. Вам кажется — посредствен ность невыносима в театре, мне — в поэ зии, третьему — в науке. Нужно просто от носиться к ней по Лихтенбергу: «Не мыс лят, следовательно, не существуют». Все это само по себе занимательно, но перенасыщает речь цитатами, лишая ее не посредственности, естественности. Чужие изречения звучат и в речи инже неров, и даже электросварщицы Маши... И тоже далеко не всегда они оказываются кстати. Столь же склонны персонажи к расска зыванию анекдотических историй и забав ных ситуаций. Правда, анекдоты подобра ны со вкусом и в каждом отдельном эпизо де как будто уместны, но их обилие созда ет впечатление неуверенности автора в художественной силе его собственного сло ва. А ведь надобности в этом нет. Проза Марка Юдалевича достаточно зрелая и не нуждается в цитатных и анекдотных под порках. Недавно он заметил: «У каждого писате л я— большого и самого ординарного — есть своя главная книга. Есть она и у меня. Или, если говорить точнее, ее еще нет, но она пишется уже не один год. Эта книга о моем поколении... Эта книга отчасти ав тобиографическая...» Хорошо, когда глав ная книга видится впереди! Но и написанные им книги по праву заня ли свое место на полках библиотек и 8 сердцах читателей, особенно читателей Си бири и родного ему Алтая. ♦ ' Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Ж урнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 9. Западно-Сибирское книжное издательство. 630099, Новосибирск, Красный проспект, 32. Художественный редактор А. И. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред.— 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67, отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23. отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 20.05.80 г. Подписано в печать 16.07.80 г. МН03395. Формат 70Х108/,б. Бум. тип. Кв 2. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Усл.-печ. л. 16,8. Уч.-изд. л. 19,65. Тираж 107000. Заказ № 9. Цена 50 коп Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко. 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2