Сибирские огни, 1980, № 9
190 ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й мики, определял грани ответственности, уточнял круг обязанностей». Агафону Батракову не понравилось в пьесе только то, что герой «каким... при шел на новый завод, таким до конца и ос тался». Марк Юдалевич стремится эволю ционировать своего героя, который должен прийти к концу, обогащенный каким-то опытом, в чем-то стать иным. В действи тельности никаких качественных изменений в характере идеального Батракова не про исходит. Он, правда, заменяет табличку «Здесь курить разрешается только господу богу» общепринятой «Здесь не курят». Но объясняется это не столько сдвигами в ха рактере директора, сколько изменениями в психологии окружающих, не нуждающих ся уже в воздействии «экстраординарным». В остальном он не изменился. «Все меня ется. Не меняется только Батраков»,-— с удовлетворением заключает свое мнение о директоре секретарь парткома Иван Кор неевич. Подобно многим другим героям этого типа, Батраков — для большего удобства — освобождается автором от сколько-нибудь заметных семейных и интимных связей. Та ким ему легче осуществить свою миссию ломки старого и утверждения нового стиля. Автор своевременно, в самом начале ро мана, отсылает жену Батракова в Москву на повышение квалификации, и приезд ее ожидается в конце романа, когда все сю жетные узлы уже развязаны. Не действуют в романе и дети Батракова (бездетность — чуть ли не родовой признак героев энтэ- эровского типа). Батраков критикует драма турга, чью пьесу о «человеке со стороны» с интересом смотрит в местном театре, ибо там любовная коллизия выглядит «как не нужная придумка». Он, разумеется, прав. Сколько производственных пьес и рома нов необязательно сопровождались семей ными драмами, без которых произведения этих жанров казались авторам недостаточ но зрелищными или «читабельными». Толь ко там, где драматурги и романисты уходят от «ненужных придумок», производствен ный конфликт нередко оказывается в со циальном вакууме, очищается от естест венных человеческих отношений, выключа ется из реальной сложности жизни. В «Тридцать втором...» заметна тенденция к освобождению от «ненужных придумок». И не только бытовых. Батраков освобожда ется и от связей со своими Сотрудниками по цеху, откуда он шагнул в директорский кабинет. Пафос стиля заглушает в Батракове чув ство дружбы. Он не допускает на совеща ние своего товарища, вчерашнего замести теля, опоздавшего на четыре минуты, и заставляет его бесцельно сидеть в прием ной во время совещания. А ведь тот был не только его товарищем по работе, но и близким другом, «они крепко сдружились, давно друг с другом на «ты», и знакомы домами». Стиль оказывается сильнее дру гих чувств. Батраков ведет себя как «чело век со стороны», так, будто у него отсутст вуют глубинные связи в коллективе, коим он теперь руководит. Образ коммерческого директора завода Николая Григорьевича Веснина задуман как тип, противостоящий новому директору, как его «оппонент». Автор, кажется, делает все, чтобы Веснин казался достойным оп понентом. Он наделяет его совершенным знанием дела, чувством гражданственности, самоотверженностью, бескорыстием, опе ративностью, ответственностью. Веснин мо жет дни и ночи, без отдыха и сна, с неве роятным напряжением сил работать, но нужное заводу будет доставлено в срок. А премию за это он отдаст детскому саду. Это вдохновенный артист снабжения, о ловкостй и изворотливости которого ходят легенды. Про Веснина говорят, что он мо жет достать все, «даже водородную бом бу, только не знает, где ее хранить». Веснин не только практик-доставала. Оч сознательный сторонник «эмоционального» стиля, опирающегося на волю, энергию, са моотверженность. Его идеал руководите л я— легендарный директор ХТЗ — Иван Пантелеймонович Свистун и другие герои 30-х годов. «Они были поистине великими организаторами... Только главным стиму лом для коллектива были не логические рассуждения эпохи НОТ и НТР, главным стимулом был эмоциональный заряд, исхо дивший от этих людей...» Но как ни старается автор укрупнить фи гуру Веснина, чтобы сделать его достойным противником Батракова, в полной мере это ему не удается. И Веснин интересен боль ше в тех эпизодах, где показан драматизм этого идейного носителя эмоционального стиля, самим ходом жизни обреченного на вымирание. Облегченность образа Веснина проявля ется и в другом плане. Конструктор Илья Субботин — талантливый инженер-изобре татель, вопреки всем настояниям Веснина, приказом нового директора назначен на должность заместителя начальника по снаб жению, в «отдел внешней кооперации». Это — принципиальный приказ, выражаю щий одно из направлений нового стиля Батракова, его убежденность, что век «до ставал», «толкачей» кончился, что нахра пистых «ловкачей» типа Фродкина пора уст ранить, что поставленные на их место «ин женеры изменят весь характер внешних сношений завода». И действительно, первое же испытание нового снабженца завершает ся его триумфом: дефицитные гильзы, за которые бились обычные толкачи разных заводов, новому посланцу выдаются щед ро и в изобилии. Но происходит это не а результате упорядочения стиля снабжения, за которое ратует Батраков, а как раз во преки ему: изобретателю Субботину, случа ем оказавшемуся в цехе того завода, где производятся эти дефицитные гильзы, при ходит в голову счастливая рационализатор ская мысль, которую он и подсказывает своим иногородним коллегам. И те в знак благодарности готовы осыпать его любыми милостями. Но разве здесь проявляется но вый стиль? Разве это случайное везение — свидетельство упорядочения снабжения? Решение эффектное, но иллюзорное.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2