Сибирские огни, 1980, № 9
188 шек. А о нем говорят: «В каждом городке есть свой сумасшедший». Галерею чудаков дополняет рядовой солдат Херсонский. Кандидат искусствоведения, он никак не на учится ходить в ногу и выглядит в армей ской среде белой вороной («Херсонский»), Своей штатской мешковатостью, беззащит ностью перед старшими, полнейшим непо ниманием армейской субординации он на влекает на себя гнев и презрение команди ров. К тому же типу можно причислить «контрастного человека» Холодова («При гар») и «негибкого человека» Денисова — инженера, не идущего на компромиссы со своей профессиональной совестью, и ком муниста Арсентьева — героя пьесы «Ивол га». Влюбленная в Арсентьева актриса Ляля никак не в состоянии понять логику его тя ги в деревню: «Какого руководителя ни возьмешь — начинал работать в деревне, проявил себя — перевели в город. Это же типично, если хочешь знать, для нашего об щества... Раньше шли в народ, теперь под нимаются из народа. А ты — особый!» Ни в какие рамки этикета не укладывает ся «режиссер божьей милостью» Алек сандр Рудаков в романе «Тридцать второго не будет», завершающий острую полемику с членами художественного совета столич ного театра немыслимым, кажется, выпа дом: «сделал стойку и на руках вышел из кабинета». «Чудачество» Марку Юдалевичу интерес но не само по себе. Ему важна духовная устремленность «чудака», его идейные, со циальные пристрастия. Оригинальный свое обычный человек, утверждаемый писате лем, идет у него не по обочине жизни, не юродствует, а живет в самой людской гу щ е— сражается на войне, учит детей, ва рит сталь, перестривает село, пишет книги... Чудаки М. Юдалевича чем-то, наверное, сродни своим землякам — шукшинским «чудакам». Их породила одна и та же ал тайская земля, им свойственны многие общие качества — затейливость и «фигур- ность» мысли, «неожиданность изворо тов»... Только было бы несправедливо го ворить о какой-то зависимости чудаков Юдалевича от героев его прославленного земляка. И не только потому, что чудаки Юдалевича родились много раньше, чем появились рассказы Шукшина. Они разные типологически. Шукшинские — от земли, от почвы, «сельские жители», фигурность их движений и мысли лишена книжной опо ры; их «озаренности» — от наивности нео фитов, прикоснувшихся к миру культуры. Чудаки М. Юдалевича — большей частью — горожане, интеллигенты, нередко люди вы сокой культуры. Открыт и прямолинеен писатель в своих антипатиях. Он любит прямо сказать «кто есть кто». Антиподы «чудаков», люди, ли шенные духовности и романтической уст ремленности, ему откровенно несимпатич ны. Особую антипатию вызывают персона жи, умеющие хорошо приспосабливаться, осторожные, предусмотрительные, гибкие, те, что «не витают в облаках, а умеют взять синицу в руки». Рисуя их, писатель нередко ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й прибегает к средствам сатирической сти листики. Несколькими портретными дета лями раскрывается суть «преуспевающего кроликовода Парамона Никитича», с его безупречным прямым пробором и утиным носом, «преисполненного сознания нрав ственного совершенства». В образной системе его прозы избыточ ная аккуратность и причесанно^ть — вер ный признак, по которому можно безоши бочно определить авторскую неприязнь. Вот один из персонажей повести «Газетчи ки»: «На вошедшем был свободный, цвета какао с молоком, пиджак, бледно-зеленые брюки, так тщательно отутюженные, что острие стрелок, казалось, может порезать руки». И далее: «Аккуратно разделенные прямым пробором посередине редкие во лосы свисали на виски и уши». Можно не сомневаться: нарядность, приутюженность, аккуратность предвещают резко негатив ную роль в повести заместителя редактора областной газеты Антипина. «Черная холе ная борода» одного из персонажей расска за «Сан Саныч» не оставляет сомнений в его духовном, вернее бездуховном, родст ве с обладателем «прямого пробора». Сюжеты прозаических произведений Юдалевича строятся так, что. на суровых экзаменах жизни одерживают решающие нравственные победы «чудаки». Свою фи лософию чудачества он формулирует так: «...все эти беззаботные, безалаберные, без думные в отношении житейском люди счастливее и удачливее предусмотритель ных Парамонов Никитичей. Они не боятся жизни, не приспосабливаются к ней, зато любят ее, и она в конце концов платит им тем же». Может быть, вывод этот несколь ко прямолинеен — всякое бывает «в конце концов» и с чудаками. От поэзии идет и лиризм Марка Юдале вича. Он пропитывает характеристики геро ев нескрываемой оценочностью. Он прояв ляется в автобиографичности многих пер сонажей рассказов и очерков. Повесть «Давно отгремела война» ведется от треть его лица, и вдруг, на финальных страницах, автор, как бы не выдержав роль сторонне го рассказчика, заявляет, что один из пер сонажей, «вечно бормочущий стихи не удачливый молодой поэт» — это же он сам, автор. И заводит прямой, от первого лица, разговор с читателем. В пору полной зрелости подошел Марк Юдалевич к роману. И не удивительно, что самый вершинный жанр прозы покорился ему. В роман «Тридцать второго не будет» М. Юдалевич вложил весь свой многосто ронний опыт. Здесь и знание театра, полу ченное, очевидно, в итоге многолетних близких связей драматурга с режиссерами и актерами разных городов, где ставились его пьесы. Как точно, например, передано чувство актера, когда, в процессе репети ций, на какой-то момент «шекспировский шедевр никому не нравился, потому что расчлененный на куски напоминал распи ленную скульптуру». Здесь и не менее ос новательное знание заводской жизни, при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2