Сибирские огни, 1980, № 9
126 ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й «Иван Ползунов», «Молчана», «Крутоя ры» — очень разные поэмы. «Иван Ползунов» — историческая. Заслугой Марка Юдалевича явилось ху дожественное открытие Ивана Ползунова. Ценность открытия усиливается далеко не локальным значением жизни и дела алтай ского изобретателя, чье имя достойно сто ять в одном ряду с именами российских первооткрывателей и первопроходцев. Прошлое Алтая входит в поэзию Марка Юдалевича такими гранями, которые выво дят ее на просторы истории Сибири и ве дут в общероссийские дали. Иван Ползу нов, при всей драматичности его судьбы, фигура далеко не локальная. А. М. Горь кий, увидев в павильоне Сибири на Ниже городской выставке 1896 года модель паро вой машины Ползунова, с горечью писал о ее печальной судьбе: «Машина... построена на тех же самых принципах, на которых Аркрайт, Уайт, Мордон, Стефенсон и Фуль- тон построили свои станки, моторы, локо мотивы и приобрели себе за это бессмерт ную славу. Иван Иванович Ползунов всех их опередил: АркраЙ 1 а с Уайтом на 6 лет, Сте фенсона и Мордона на 21 год, Фультона еще более, но Иван Иванович славы себе не приобрел, хотя его машина и действова ла в одном из казенных рудников Алтая в 1764 году. Затем... а затем Иван Иванович исчез бесследно, а машина его была при знана неудобной и сложена в сарай. Боль ше ничего». Как правомерно, что судьба Ползунова, в конце XIX века взволновавшая будущего основоположника советской литературы, спустя более полувека стала темой боль шой поэмы, сложенной на земле, где про шла подвижническая жизнь изобретателя. Очень заманчиво, наверное, было дать стихотворную биографию изобретателя, достаточно колоритную, насыщенную собы тиями и, к тому же, весьма поучитель ную,— сын солдата, выходец из крестьян, он становится одним из технически образо ванных людей России середины XV III века. Однако М. Юдалевич выбирает лишь один, наиболее насыщенный событиями главный эпизод жизни Ползунова, концентрируя вокруг него все идейное и образное со держание поэмы (не случайно поэма есте ственно переросла в пьесу, имевшую зри тельский успех). Поэма начинается с вести о признании открытия Ползунова в Петер бурге и завершается его триумфом. Дейст вие нигде не уклоняется в сторону. Лишь где-то в середине поэмы есть биографиче ская глава о юности героя, о том, как он «через годы и невзгоды великий замысел пронес». Поэт обнажает глубинные начала, опре деляющие изобретательский поиск Ползу нова. То не честолюбие, не жажда перво- открытия и даже не техническая увлечен ность. Ползуновым движут социальные причины — гуманистическое стремление ослабить народный гнет и облегчить труд близких ему работных людей. Но в основанье положил я не. чужие чертежи, а русское лихое горе. Глядите, вон стоит у печи мужик работный, горновой, он от натуги сгорбил плечи, трясет лохматой головой... И все плюется кровью черной, вот упадет — стоять невмочь! О нем я думаю упорно, ему мечтаю я помочь! Этот пафос не придуман поэтом, не при писан, а вытекает из самой биографии ге роя. Техническое новаторство, как утвер ждают ученые-биографы Ползунова, содер жало в себе стремление «облегчать труд по нас грядущим». Только в поэме этот мо тив выдвигается на первый план, правомер но выступает как лейтмотив технического творчества Ползунова. Ползунов окружен в поэме не только людьми вроде асессора Христиани — рав нодушными или враждебными делу талант ливого шихтмейстера У него — помощники и друзья, простые работные лю ди— «Кузь- ма-кузнец, саженный Петька, юркий Спи ца», инстинктом постигающие народное значение его изобретения. Его вдохновля ет любовь к родине, ее красота и... бед ность. На вопрос английского путешественника: «Не понять, вообще, что вас держит в Си бири?» — Иван Ползунов отвечает; — А не знаю; наверно, сибирские шири, темен бор, да поля со жнивьем золотистым, да, быть может, береза, что во поле чистом, да друзья, что вокруг русский люд тороватый... А живем мы покуда и впрямь небогато!.. Может быть, только завершающая часть поэмы способна вызвать возражения. На прасно, на мой взгляд, победоносная пате тика последней главы скрывает от читателя подлинную судьбу машины, все-таки бро шенной в сарай. Стройность сюжета не означает оголеч- ности. Драма Ивана Ползунова щедро рас цвечена в поэме подробностями, но толь ко не такими, чтр педантично фиксируют обнаруженные в архивах факты и даты. В поэму входит наделенный волшебной си лой легендарный Сорока-беглец, олицетво ряющий народную мечту о сопротивлении насилию и бессмертии. И сам Ползунов, как бы со стороны, ви дит в фольклорном свете свою реальную судьбу изобретателя: ...и он, кажись, поймал жар-птицу, и звать его как раз Иван. Образ жар-птицы не забыт поэтом, он выплывает вновь в триумфальном, завер шающем поэму, эпизоде. На сей раз он звучит в устах людей из народа: ...ведь он словил для нас жар-птицу, словил жар-птицу, черт возьми! Вообще, образная деталь у Юдалевича нередко приобретает сюжетно-композици онное значение, она «играет» не только сама по себе, но и в движении, в действии. Вот застенчивый Ползунов появляется в ка бинете генерала Порошина, чтобы выслу*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2