Сибирские огни, 1980, № 9
184 ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й за — зеркало души» — усваиваем мы уже на пороге жизни. И о том же, как будто, у Юдалевича стихотворение «Глаза»: Говорят, что друзей по глазам узнают — лжет приятель тебе, а глаза выдают. Если девушка любит, опять же глаза — все в глазах — и любовь, и расчет, и гроза,- Но это только первая часть. Вторая — резкая антитеза, полемический поворот, где старая истина хотя и не опровергается начисто, но в нее вводятся коррективы, столь существенные, что колеблют самую истину: Но бывало, бывает, вы знаете сами, даже девушки лгут голубыми глазами. Жены, жены, которые смотрят невинно, и в глазах ничего, кроме правды, не видно. И приятель, чьи взгляды участьем лучатся, лицемерит и лжет — и такое случается, и такое не сразу откроется нам... Ах, какие глаза достаются лгунам! Неожиданная, парадоксальная концов к а— один из излюбленных приемов Марка Юдалевича. Стихотворение «Читает девуш ка роман о физиках» как будто проникну то восхищением перед «рыцарями науки», «идущими на грозу». Но завершается оно неожиданно: О, эти физики! Но я напомню вам: все это лирик написал. Художественный мир Марка Юдалевича ясен и определенен. Михаил Светлов гово рил ему: «Как вы любите ставить все точки над этим самым «и»1. Верно говорил, но таков уж характер поэта, не терпящего недомолвок и двусмысленности. «Магия поэтической бессмысленки», столь обожаемая иными поэтами, противо показана стихам Марка Юдалевича. Он стремится сказать не только красиво, но и понятно, чтобы чувство и мысль обязатель но дошли, «достучались». Не знаю, как он относится к Осипу Мандельштаму, но строки: За блаженное, бессмысленное слово Я в ночи январской помолюсь... должны быть ему чужды, хотя их с востор гом иногда цитируют и поныне. Он поэт думающий, серьезно озабоченный про блемами своего времени. Писавшие о поэзии М. Юдалевича неиз менно отмечают ее философскую «заквас ку». Но оголенная мысль чужда его твор честву и прорывается лишь изредка, обыч но в стихах откровенно газетного плана. Свои взгляды на поэзию он, на мой взгляд, высказывает устами в чем-то очень близкого ему персонажа романа «Трид цать второго не будет» — поэта и драма турга Владимира Николаевича Лесникова. Смысл его «доморощенной» теории на сей 1 «Сибирские огни», 1977, № 12, с. 184. счет заключается в том, что главное в поэ зии — «передача, внушение каких-то чувств, если хотите, заклинание ими...» В качестве образцов таких «заклинаний», выполненных «бесхитростно, просто, даже примитивно», приводятся фетовское «Я пришел к тебе с приветом» и светловская «Гренада». Их «прелесть происходит от заложенных в стихах необъяснимых, вернее, еще не объ ясненных частиц», «сгустков человеческих эмоций», имеющих свойство возбуждать подобные эмоции у миллионов людей. К этому, очевидно, стремится и сем М. Юдалевич. Его поэзия серьезна. Слова «Служенье муз не терпит суеты», кажется, должны быть М. Юдалевичу особенно близки. Его стихи трогают значительностью тем, не тер пящих громких слов и декламации, граж данственностью, смысловой нагружен- ностью. Озабоченность содержанием определила всю ритмическую избирательность поэзии Марка Юдалевича. Он очень чуток к звуча нию стиха, но чужд какому бы то ни было ритмическому или звуковому щегольству. Он не выходит за рамки просодии клас сического стиха, лишь изредка допуская, всегда мотивируемые движением мысли, тонические вкрапления. То же и в рифме. Она у Юдалевича, как правило, точна. Но вации современной рифмовки он допускает с большой взыскательностью. Как, напри мер, в следующем четверостишии: Наверно, виновны не годы, мелькавшие, словно цветы. Не годы виновны, а горы, которые были круты. В книге «Талица» большой раздел оза главлен «Восьмистишия». Они очень харак терны для поэта. Ибо эта строфическая форма требует, чтобы в малый размер бы ло заключено значительное содержание, оригинальная мысль. Вот одно из восьмистиший: Где споров нет, там нет единодушия, там в лучшем случае прекраснодушие, а может быть, простое равнодушие, а может быть, холодное бездушие. А может быть, и хуже — лицемерие, а может бытЪ, бесплодное безверие, и подхалимство, повышенья ждущее,— все может быть, но не единодушие. Оно как будто рассудочно, из него иск лючена сколько-нибудь заметная метафо ричность, но все компенсируется напором чувства, искусностью -построения и, прежде всего, пафосом высокой и подлинной граж данственности. И оно не одиноко в подборке. С ним пе рекликается другая миниатюра, где также все подчинено логике мысли, только здесь на помощь своей нравственной идее поэт призвал яркое поэтическое сравнение: Плохое слово — «полуправда», куда точнее «полуложь» От полуправды прямо, прямо не к правде, а ко лжи придешь. Нельзя кипящую лавину ни раздробить, ни раздавить. И не отделишь половину от правды, честности, любви.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2