Сибирские огни, 1980, № 9
г о д ы и к н и г и 183 Ныне, когда от годов войны нас отделя ют три с лишним десятилетия, ее ветераны по праву с гордостью называют себя поко лением, которому «исторически повезло» (С. Наровчатов). Они даже называют это поколение своей «родиной во времени», очевидно, имея в виду те общие высокие духовные и нравственные качества и то чувство фронтового братства, что отличает фронтовиков, участников Великой Отече ственной. Военный опыт остается для Марка Юда- левича сгустком жизненного опыта, из него он черпает критерии нравственные, им он меряет людские отношения. «Кто может изменить в любви, тот и в бою предаст, по жалуй!» Эти афористические строки поэт Леонид Чикин цитирует во вступительной статье к юбилейной книге стихов Марка Юдалевича. Он замечает, что «для поколе ния, прошедшего войну, эти стихи были откровением... Многие из нас, пережившие войну, могли бы подписаться под этим сти хотворением». Военный опыт подготовил поэта к худо жественному освоению мирного времени. Нет-нет, да проскользнет в его прозе срав нение: «Когда человек получает вторую рану, у него начинает болеть и первая». Это размышляет один из персонажей повести «Газетчики», получивший неожиданную сердечную рану. За персонажем заметен автор с его мироощущением, рожденным войной. Послевоенный путь М. Юдалевича не был усеян розами. Вот хотя бы один из эпизодов мемуарной книги «Однополча не»: «В 1949 году я неожиданно оказался без работы. Грозный приказ гласил: «За грубые политические ошибки от работы ос вободить. Выходного пособия не выда вать». Год спустя приказ этот, как совер шенно безосновательный, был отменен, и я вернулся на редакционную работу». Не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе состояние уволен ного «за грубые политические ошибки» журналиста, пока не наступил этот «год спустя». Он имел полное право сказать о себе: Жизнь учила меня, утюжила, изгоняла и вновь звала... Духовная сила поколения, которому «ис торически повезло», помогала М. Юдале- вичу преодолевать с достоинством вез невзгоды. «Художник, пишущий в тех или иных местах, должен иметь синими кровные свя зи. Должен знать здесь и село, и город, и настоящее, и прошлое. Должен жить этим». Слова эти произносит один из героев ро мана Марка Юдалевича «Тридцать второго не будет». Они предельно четко деклари руют один из важнейших принципов твор чества самого автора. Рожденный в Сиби ри, большую часть своей жизни живущий в Барнауле (исключение — годы студенче ские и годы войны), он, кажется, каждой клеточкой своего духовного существа про питан ароматом родной земли и знает о ней все — прошлое и настоящее. Алтай — его тема и любовь, его лирика, эпос и драма. «Песня моя, Алтай» — так названо одно из его стихотворений. Оно декларативно, программно. И завершается открытым за явлением, которое могло показаться из лишне прямолинейным, если бы не под креплялось всем строем, всей сутью того, что он написал: Пусть же песня моя вечно дружит с Алтаем, ведь Алтай — ее кров, ведь Алтай — ее кровь, Я ведь ритмы стихов неизменно сверяю по извечному говору спелых хлебов. Локальна топонимика его стихов. Один из своих стихотворных сборников он назвал «Талица» — по имени таежной речушки, что не значится «на карте мировой». В его сти хах мирно течет родная речка Чуя и дру гие реки отчего края. В его картину Алтая входит не только традиционный пейзаж, тот, что увидели и воспели еще Георгий Вяткин, Петр Дра- верт, Георгий Гребенщиков, Иван Тачалов и другие поэты Сибири. Для Марка Юда левича Алтай — это и «сторона заводская», и совхозные целинные земли степной Ку- лунды. Влюбленность в родной край у него ес тественно, без заметного педалирования, сливается с любовью к России, ко всей земле. Одно стихотворение он полемиче ски начинает: «Я с детства люблю ино странное». И его иностранное, дейст»и- тельно, нельзя не любить — это страни книг детства, по которым скачет «индий ский вождь Чингачгук», течет река Миссу ри, побеждают герои Бастилии, сражаются бойцы республиканской Испании и рево люционной Кубы. Стихотворение заверша ется парадоксальным, но в сущности впол не логичным двустишием: ...Я с детства люблю иностранное, мне Родина так велит! Он путешествовал по другим странам. Его туристское зрение избирательно. Из увиденного на площади Святого Петра в Ва тикане он выхватил диссонирующих и с ак сессуарами античного Рима, и с современ ными лимузинами каким-то «нелепым вет ром» занесенных сюда лошадей. Но увидел он и смысл неожиданного явления: Но подходят к вознице туристы, кто-то вынул тугой кошелек... За редким неожиданно замечено ти пическое. И, может быть, все это выгляде ло бы излишне назидательно, если бы не завершающее четверостишие: Побежала дорогой привычной длинногривая лошадь-такси. И во всем лошадином обличье — лошадиная доза тоски. Многие стихи Юдалевича построены на парадоксах, на полемике с устоявшимися истинами, казалось бы, незыблемыми ак сиомами нашего нравственного мира. «Гла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2