Сибирские огни, 1980, № 9
Еф. Беленький годы и книги Когда в 1978-м году отмечалось 60-летие со дня рождения Марка Юдалевича, в двух городах Сибири вышли книги избранных произведений юбиляра. В Новосибирске — сборник поэзии, в Барнауле — прозы. Они отразили два глазных направлечия его ли тературной работы. Но далеко не исчерпа ли всего жанрового многообразия его творчества. Осталась в стороне многолет няя работа в драматургии (его пьесы шли на сценах театров Барнаула, Новосибирска, Томска, Бийска, Рубцовска, Перми, публи ковались отдельными изданиями); не учте ны детские книжки М. Юдалевича, а также его литературно-критические выступления и литературоведческие труды. А ведь еще накануне войны М. Юдалевич выступил в «Ученых записках» Омского пединститута со статьями, где впервые основательно рас сматривалось творчество Антона Сорокина и другого омского литератора — Иоанна Голошубина (Попа Расстриги). Но главное юбилейные книги отразили. М. Юдалевич прежде всего — поэт, в худо жественный мир которого с годами, как то нередко бывает, все сильнее вторгаются жанры прозы. В 40-е и 50-е годы публику ются, главным образом, книги стихов, один из сборников начала 60-х демонстративно назван «Только лирика». В дальнейшем сти хотворные сборники «Сок земли» (1963), «Тополя» (1966), «Талица» (1973), «Круто яры» (1976) чередуются с книгами прозы. Появляется повесть «Газетчики» (1961), вызвавшая большой читательский резо нанс, повесть «Дни испытаний», сборник рассказов «Эвклидова премудрость», нако нец, роман «Тридцать второго не будет» (1978). Он пишет мемуарные очерки. Свои вос поминания о товарищах-поэтах, друзьях студенческих лет он назвал «Лобастые мальчики революции», чуть сократив кры латую строку Павла Когана. Он и сам при надлежит к поколению, коему выпала до ля со студенческой скамьи окунуться в огонь войны, к поколению Георгия Суворо ва, Иосифа Ливертовского, Николая Ко- пыльцова — товарищей его предвоенной юности. «И случилось,— пишет он,— что трое мо их друзей так и не увидели своих первых книжек, а их стихотворения чаще всего по являются под рубрикой «Строка, оборван ная пулей» или «Стихи остаются в строю» Сам он прошел через всю войну. И воен ный опыт навсегда остался его важнейшим жизненным накоплением. Не без гордости вспоминает Марк Юдалевич добрые слова, сказанные в его адрес Николаем Асеевым по поводу двух строчек из военного сти хотворения: И кто-то, на колено встав. Осколком жарким пораженный, Отдал, как требует устав, Вперед идущему патроны... «Хорошие строки. Я имею в виду две по следние. Они лаконичны, и большинство читателей узнают из них то, чего не знали до сих пор. Их не придумаешь за письмен ным столом. Они оплачены дорогой це ной»1. Он пришел в поэзию вместе с плеядой поэтов первого послевоенного призыва. И не удивительно, что в стихах его неред ко звучат мотивы, общие для всего поко ления. Гора Парнас доступней с тех высоток. Которые мы брали на войне.— пишет Марк Юдалевич. И мы невольно вспоминаем известное четверостишие Се мена Гудзенко: Быть под началом у старшин, хотя бы треть пуТи, потом могу я с тех вершин в поэзию сойти... Только не хочется гсвооить здесь о влия нии, ибо строки эти выстраданы собствен ным военным опытом, и не случайно начи наются они с декларативного заявления: «Я не с чужих рассказываю слов...» Да и мысль, если разобраться, здесь все-таки другая, может быть, даже чуть полемиче ская: армейский опыт — не вершина, с ко торой сходят в поэзию, а плацдарм, помо гающий штурмовать вершины поэзии. 1 «Сибирские огни», 1977. № 10. с. 180.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2