Сибирские огни, 1980, № 9
Н А Б Л А Г О СИ БИ РИ 181 «не окаменел сердцем», был сам М. В. За госкин. Такими были и — несколько позже его закончившие духовную академию в Казани — А. П. Щапов, С. С. Шашков и не которые другие. Вот почему можно с уверенностью ска зать, что образ учителя Остросмыслова в романе хотя и может показаться кому- либо не типичным для бурсы, взят тем не менее тоже из жизни, он тоже достоверен. Это внешне некрасивый, изнуренный, но очень обаятельный человек, отвергающий бессмысленную «долбню» и неуважитель ное, жестокое обращение с детьми. • И все же, несмотря на какие-то про блески света в бурсацкой жизни героя ро мана, он, окончив бурсу, скажет, что доб ром ее помянуть не за что. В романе Загоскина изображена не толь ко жизнь деревенско-о клира и бурсы. В нем рисуются и картины жизни города Дребедени. И снова хочется сказать о яр кости, достоверности этих картин, о пре восходном знании городской жизни того времени, умении создавать запоминающие, ся фигуры представителей городского об щества, среди которых выделяется купец первой гильдии Дмитрий Егорович Гами- гуев. Отношение писателя к этому обществу легко обнаружить прежде всего в тоне по вествования, в различных его оттенках — от лукавой усмешки до сарказма, от язви тельно-гневных интонаций до прямых и резких выпадов, направленных против вер хов этого общества — чиновников и куп цов. Трудно не почувствовать сказанного, читая, например, следующее в главе XV II: «Если для земного счастья людям необхо димы только две вещи: богатство и обра зованность, то дребеденские купцы, поис тине, счастливейшие люди в мире. Они об ладают этими благами в таком количестве, что не знают, куда с ними и деваться... Кому мы уступим? У кого в доме богаче убрано?.. На ком брюки сидят фасонистее? На этих голоколенцах-то, что ли? Да они рады, черт их возьми, на заднем столе у нас обедать». Роман «Магистр» заставляет вспомнить самое известное произведение о духов ном училище — «Очерки бурсы». Однако, сравнивая книгу Загоскина с произведени ем Помяловского, нетрудно увидеть не только связи, но и различия между ними. Книга Загоскина по крайней мере не ус тупает «Очеркам бурсы» по мастерству, по разнообразию, типичности и выразитель ности характеров. Как и «Очерки бурсы», «Магистр» не связан с жанром автобиогра фической семейной повести (Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков), хотя в основе и «Очерков бурсы», и «Магистра» лежит автобиогра фический материал. И Помяловский, и За госкин в своих книгах выходят за пределы явлений семейно-бытового круга. Однако жанры их произведений различны. «Ма гистр»— не очерки, а роман, произведение и более объемное, и ёолее сюжетное. В нем рамки изображаемой действитель ности значительно шире, чем в «Очерках». В романе достоверно повествуется не толь ко о происходящем в бурсе, но и о жизни в деревне, о жизни сельского клира. Рису ются картины жизни и городского обще ства, чиновников, купцов, местных властей, низов городского населения. Судьбы произведений Помяловского и Загоскина оказались неодинаковыми. «Очерки» были восприняты современника ми как своеобразное литературное откры тие, стали знаменитыми, имели большую прессу, много раз переиздавались. Напи санный же одновременно с «Очерками» роман «Магистр» был опубликован только раз в далекой от российских центров Си бири. Он оказался несправедливо забытым. Имеющиеся в нем совпадения с «Очерка ми бурсы» объясняются не влиянием книги Помяловского, не подражанием ей. Эти совпадения носят типологический характер. И это хорошо понимали современники За госкина. Стоит еще раз привести слова од ного из них: «Напоминая по содержанию очерки Помяловского, роман Загоскина обнаруживает недюжинный и совершенно самостоятельный талант». В заключение хотелось бы поднять воп рос об увековечении памяти М. В. Загос кина. Всю жизнь, за исключением четырех лет, проведенных в Казанской духовной академии, Загоскин прожил и проработал в Иркутской губернии. Но ни там, где он родился (село Узкий Луг), ни в Грановщи- не, куда он был выслан из Иркутска и где прожил последние двадцать пять лет, на конец, ни в самом Иркутске на сохранив шихся зданиях, связанных с жизнью и дея тельностью Михаила Васильевича, не уста новлено ни одной мемориальной доски, посвященной ему. Сделать это, очевидно, необходимо и — как можно скорей. Необ ходимо отдать дань уважения писателю, который, по словам современников, «всю жизнь и всю энергию свою отдал служе нию на благо народа и Сибири». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2