Сибирские огни, 1980, № 9
180 Н. К О Н Д Р А Т Ь Е В После тягостного пребывания в бурсе, со временем которого совпала болезнь, подорвавшая его здоровье, изменившая его внешность и голос, Василий озлобился на всех. Жил он одиноко в зимовье, делал сам вер необходимое. Никогда и никто не видел его веселым или просто разговари вающим с кем-либо. Даже от матери и от ца он отделывался двумя-тремя словами, сказанными сквозь зубы неприятным голо сом. Единственным удовольствием Василия была трубка, а любимым занятием — по чинка обуви и сбруи. Причем делалось все это без разговоров: побродит Василий тай но по двору, унесет все неисправное, по чинит и, тайно же, положит на место. Рассказ о жизни Василия, «вовсе не жи- той, не испытанной», о его конечном при мирении с ней, об изменившемся его отно шении к родным, у которых он просит прощения за свою прежнюю грубость, на конец, рассказ о его ранней смерти — все это вносит в роман и высокий драматизм, и высокую человечность, и, одновременно, настораживает читателя задолго до изо бражения главного в романе — бурсы. Ва силий, имея в виду Ваню и Пашу, которых хотят направить в нее, говорит: «Схорони те вы их лучше теперь же, в воду брось т е — под мельницу, в лес — лешему сведи те,— все будет лучше!» При упоминании о бурсе тон повество вания в романе сразу меняется. Уже в этих упоминаниях появятся резкие слова и целые характеристики, уничтожающие сравнения, саркастические замечания, да лекие от незлобивой усмешки и даже иро нии. Все они обусловлены гневом челове ка, вынесшего страшные испытания бурсы. Тот же Василий Ефимович назовет ее «по ганой ямой», в которой бурсаков могут заесть вши и крысы, а сам автор, обычно сдержанный или ироничный, скажет пря мо: «У нас, в городах, над покойниками никогда так не плачут, как плакали наши матери, провожая своих детей в школу мудрости». И вот в 11-й главе автор дает разверну тое описание бурсы: «Дребеденская бурса сыздавна пользовалась громкою извест ностью не только во всей дребеденской епархии, но и далеко за ее пределами. Не то, чтобы здания бурсы были блестя щи и чересчур удобны,— нет, этим ни одна бурса не может похвалУться до сего дня. Дребеденская бурса в этом отношении да же поотстала от других бурс. Зимой, на пример, полагалось отапливать в ней толь ко пять жилых комнат, да и то через день (исключая комнат, занимаемых начальст вом), а классы не топились вовсе... На каждого бурсака денег отпускалось ровно столько, сколько нужно, чтобы чело век не умер с голоду и холоду, не буду чи, однако, никогда сытым и одетым. Но и из этой суммы начальство умудрялось еже годно делать экономию, ибо за экономию его награждали. Понятно, что со всем этим сопряжены были маленькие неудобства для бурсаков. Многие из них не могли вы держать спартанского образа жизни... Но уж зато те, кто выносил все эти испы тания, те выходили настоящими молодца ми. Их уж ничто впоследствии не могло пронять — ни огонь, ни жупел». На правах полновластного владыки управ ляет бурсой смотритель Иван Павлович Струфиев. Он «аккуратно, без пристрас тия и пустого снисхождения, сыпал удары на известные части учеников, научая их прилежанию и благоповедению». Иван Пав лович закончил духовную академию, в ко торой «зачерпнул в свою голову такую пропасть премудрости, что мог бы насы тить ею целый мир, если бы только мир догадался обратиться к такому источнику. Если и было на свете что-нибудь такое, че го он не знал и чему его не учили, то все это, по понятию его учителей, было вздор, ересь, богохульство, и все люди, кроме учившихся в бурсах,— дураки». Вся система воспитания в бурсе нивели ровала не только бурсаков, но и учителей. В пределах бурсы — «и учителя, и инспек торы, и смотрители, и служители одинако во грозны, одинаково страшны. Иной от природы добрый, мягкий, иной франт, по веса... а придет в класс — боже ты мой милостивый!.. Чего только он не делает с ребятами, чтобы они не забрали себе в го ловы «черт знает чего»!» Впрочем, Загоскин все же пишет и о не котором различии между «менторами» бурсы. Один, например, задает «отсюда и досюда» и ежедневно первую половину классного, времени спрашивает урок, вто р ую— употребляет на расправу с незнаю щими; другой тоже задает уроки ежеднев но «досюда», но расправу чинит прежде, нежели начнет спрашивать урок; третий — добрейший человек — задавал урок на це лую неделю и приходил только однаж д ы — спрашивать урок и расправиться. И далее, после общей характеристики бурсы, на примере нескольких дней ее жизни в романе дается широкая картина быта и нравов этого «заведения». Здесь и обряд введения новичков в класс, и опи сание обращения с ними старожилов, и рассказ о цензорах, об аудиторах и секуто- рах, и о том, как проходили завтраки, обе ды и ужины, о занятиях в классах и «долб не» после них, о наушничестве, угодниче стве и лести, жестоких наказаниях и бурсацких «шутках» и проч. и проч. И у авторё, стремящегося держать себя в руках, все же вырываются такие сло ва: «Счастлив тот, кто, вынесши все эти муки, не окаменел сердцем, в ком оста лась еще способность что-нибудь пони мать, чувствовать, любить что-нибудь! Но много ли таких счастливцев? И что удиви тельного, если после многих лет, проведен ных детьми в этой смрадной, удушли вой атмосфере розог и всякого рода унижений, в наготе, холоде и голоде, из них выходили в жизнь дикие уроды, мрач ные фанатики и черствые эгоисты? Что уди вительного, что эти люди, став на места своих воспитателей, целую жизнь мстили на детях за свою погибшую молодость, губя и следующее поколение». Одним из тех, кто, пройдя все ступени духовного образования, не ожесточился,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2