Сибирские огни, 1980, № 9
178 Н. К О Н Д Р А Т Ь Е В В Грановщине Загоскин организовал в своем доме-заимке школу, где учил детей бедняков. Постоянно принимал он участие во всех деревенских делах, о чем свиде тельствуют воспоминания крестьян-совре- менников. Вот одно из них: «Все это время он не оставлял нас своими заботами и по печением, как добрый отец, он не только давал нам всегда свои советы, но и помо гал нам материально. Случалась кому по купка лошади, дома и т. п.— куда идти за помощью? К Михаилу Васильевичу Загоски ну. Его двери для нас навсегда были откры ты. Не отказывал он в помощи и в общест венных наших делах, и двенадцать лет производил учеты разных должностных лиц и раскрывал все их растраты перед нашими глазами. Кроме того, он двадцать лет обучал наших детей грамоте, и все это безвозмездно. Делал разные указания и по нашему сельскому хозяйству». В 1898 году передовая общественность Иркутска отмечала сорокалетие многосто ронней деятельности Загоскина. Празднова ние состоялось в скромной обстановке редакции «Восточного обозрения». Были прочитаны многочисленные приветствия, произнесены проникновенные речи. Но если все живое и лучшее было из стороне Михаила Васильевича, писал И. И. Попов, то, напротив, «все заскорузлое и не вежественное, что обличал он, шипело, кля узничало Иг насколько могло и умело, при чиняло ему всяческие неприятности, не оставляя его своей злобой до конца жизни». И не только до конца жизни, но и после его смерти. Когда,— 11 (24) сентября 1904 года, в возрасте 74 лет, За'-оскин умер, то, как свидетельствует другой его совре менник, «едва-едва удалось исходатайство вать разрешение отпеть тело >. Памятник на могиле Загоскина в Иркут ске был установлен лишь через семь лет после похорон писателя, на деньги, собран ные друзьями, членами Географического общества, без всякого участия властей го рода. Вопросы обучения и воспитания были очень актуальными в пору педагогической деятельности Загоскина. Новому решению этих вопросов оч посвятил многие годы своей жизни. И как не случайным было по явление «Очерков бурсы» Помяловского, так не случайным было и одновременное создание романа «Магистр» — лучшего про изведения в литературном наследии Загос кина. Старая система обучения и воспита ния, царившая в учебных заведениях Рос сии, представала в бурсе в наиболее обнаженном виде и потому вызывала осо бенно гневное возмущение и протест пе редовых людей эпохи. До нас дошла лишь первая часть романа «Магистр», в которой впечатляюще изобра жается, говоря словами самого автора, «удушливая атмосфера розог и всякого ро да унижений» в Иркутском духовном учи лище. Написанная в самом начале 60-х годов прошлого столетия, первая часть романа единственный раз была (без подписи авто ра) опубликована лишь в 1876 году в науч но-литературном приложении (сборнике) к газете «Сибирь», изданном в Петербурге. О том, что окончание романа (вторая его часть) было написано, свидетельствует чер новик статьи В. П. Сукачева «Михаил Ва сильевич Загоскин», который находится в Центральном государственном архиве лите ратуры и искусства в Москве. Сказав, что вторая часть «Магистра» осталась в рукопи си, Сукачев добавил: «Напоминая по со держанию очерки Помяловского, роман Загоскина обнаруживает недюжинный и со вершенно самостоятельный талант». Эта оценка романа справедлива. Именно : поэтому и в наше время произведение За госкина сохраняет не только познаватель ную ценность, как памятник ушедшей эпохи, но и непреходящую художественную цен ность. Обычно пишут, что местом действия в романе является село Анга, названное в «Магистре» селом Тапьяны, и Иркутск, на званный городом Дребедень. Что Дребе день — романное название Иркутска, это бесспорно, т. к. подтверждается многими реалиями произведения. Но чтоТальяны — Анга, сомнительно. В самом деле, в романе сказано: «До города от Тальян было всего верст восемьдесят, и добрым порядком можно было бы к вечеру (т. е. за день.— Н. К.) прикатить и на место». Вместе с этим известно (и это хорошо знал Загоскин), что от Анги до Иркутска более 280 километров. Такое расстояние на лошади, разумеется, нельзя проехать не только за день, но и за сутки, о чем сказано в другом месте рома на. И потому не Анга, а какое-то другое село является местом действия в романе. Название этого села не было необходимости придумывать писателю. Автор книги «Ир кутск и Иркутская губерния» знал два ста ринных селения: Тальяны — одно в тепереш нем Боханском районе, другое — в Усоль- ском. В изображаемую в романе пору оба селения лежали «в стороне от всех трактов, в глуши проселка». Однако, не вдаваясь в подробности, заметим, что романное село Тальяны соединяло в себе (если иметь в виду местоположение, природу и другие его признаки) не тольКЬ черты обоих Тальян Иркутской губернии, но и родины писате ля — села Узколугского. Кстати, расстояние от трех названных селений' до Иркутска (по прямому пути) примерно соответствует расстоянию, указанному в романе от города Дребедень до первого места действия, где родился и провел детство главный герой романа Ваня Попов. До сих пор поддерживается мнение, что в лице Вани изображено детство А. П. Ща пова, его пребывание в суровой обстановке родительского дома в селе Анга, а позже его пребывание в Иркутском духовном учи лище — бурсе. В лице же отца Вани, поно маря Михайлы Попова, изображен будто бы отец Афанасия Щапова — Прокопий. На конец, будто бы весь роман посвящен А. П. Щапову. И потому об автобиографических чертах «Магистра» до сих пор если и гово рят, то во вторую очередь. Это нельзя считать правильным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2