Сибирские огни, 1980, № 9

178 Н. К О Н Д Р А Т Ь Е В В Грановщине Загоскин организовал в своем доме-заимке школу, где учил детей бедняков. Постоянно принимал он участие во всех деревенских делах, о чем свиде­ тельствуют воспоминания крестьян-совре- менников. Вот одно из них: «Все это время он не оставлял нас своими заботами и по­ печением, как добрый отец, он не только давал нам всегда свои советы, но и помо­ гал нам материально. Случалась кому по­ купка лошади, дома и т. п.— куда идти за помощью? К Михаилу Васильевичу Загоски­ ну. Его двери для нас навсегда были откры­ ты. Не отказывал он в помощи и в общест­ венных наших делах, и двенадцать лет производил учеты разных должностных лиц и раскрывал все их растраты перед нашими глазами. Кроме того, он двадцать лет обучал наших детей грамоте, и все это безвозмездно. Делал разные указания и по нашему сельскому хозяйству». В 1898 году передовая общественность Иркутска отмечала сорокалетие многосто­ ронней деятельности Загоскина. Празднова­ ние состоялось в скромной обстановке редакции «Восточного обозрения». Были прочитаны многочисленные приветствия, произнесены проникновенные речи. Но если все живое и лучшее было из стороне Михаила Васильевича, писал И. И. Попов, то, напротив, «все заскорузлое и не­ вежественное, что обличал он, шипело, кля­ узничало Иг насколько могло и умело, при­ чиняло ему всяческие неприятности, не оставляя его своей злобой до конца жизни». И не только до конца жизни, но и после его смерти. Когда,— 11 (24) сентября 1904 года, в возрасте 74 лет, За'-оскин умер, то, как свидетельствует другой его совре­ менник, «едва-едва удалось исходатайство­ вать разрешение отпеть тело >. Памятник на могиле Загоскина в Иркут­ ске был установлен лишь через семь лет после похорон писателя, на деньги, собран­ ные друзьями, членами Географического общества, без всякого участия властей го­ рода. Вопросы обучения и воспитания были очень актуальными в пору педагогической деятельности Загоскина. Новому решению этих вопросов оч посвятил многие годы своей жизни. И как не случайным было по­ явление «Очерков бурсы» Помяловского, так не случайным было и одновременное создание романа «Магистр» — лучшего про­ изведения в литературном наследии Загос­ кина. Старая система обучения и воспита­ ния, царившая в учебных заведениях Рос­ сии, представала в бурсе в наиболее обнаженном виде и потому вызывала осо­ бенно гневное возмущение и протест пе­ редовых людей эпохи. До нас дошла лишь первая часть романа «Магистр», в которой впечатляюще изобра­ жается, говоря словами самого автора, «удушливая атмосфера розог и всякого ро­ да унижений» в Иркутском духовном учи­ лище. Написанная в самом начале 60-х годов прошлого столетия, первая часть романа единственный раз была (без подписи авто­ ра) опубликована лишь в 1876 году в науч­ но-литературном приложении (сборнике) к газете «Сибирь», изданном в Петербурге. О том, что окончание романа (вторая его часть) было написано, свидетельствует чер­ новик статьи В. П. Сукачева «Михаил Ва­ сильевич Загоскин», который находится в Центральном государственном архиве лите­ ратуры и искусства в Москве. Сказав, что вторая часть «Магистра» осталась в рукопи­ си, Сукачев добавил: «Напоминая по со­ держанию очерки Помяловского, роман Загоскина обнаруживает недюжинный и со­ вершенно самостоятельный талант». Эта оценка романа справедлива. Именно : поэтому и в наше время произведение За­ госкина сохраняет не только познаватель­ ную ценность, как памятник ушедшей эпохи, но и непреходящую художественную цен­ ность. Обычно пишут, что местом действия в романе является село Анга, названное в «Магистре» селом Тапьяны, и Иркутск, на­ званный городом Дребедень. Что Дребе­ день — романное название Иркутска, это бесспорно, т. к. подтверждается многими реалиями произведения. Но чтоТальяны — Анга, сомнительно. В самом деле, в романе сказано: «До города от Тальян было всего верст восемьдесят, и добрым порядком можно было бы к вечеру (т. е. за день.— Н. К.) прикатить и на место». Вместе с этим известно (и это хорошо знал Загоскин), что от Анги до Иркутска более 280 километров. Такое расстояние на лошади, разумеется, нельзя проехать не только за день, но и за сутки, о чем сказано в другом месте рома­ на. И потому не Анга, а какое-то другое село является местом действия в романе. Название этого села не было необходимости придумывать писателю. Автор книги «Ир­ кутск и Иркутская губерния» знал два ста­ ринных селения: Тальяны — одно в тепереш­ нем Боханском районе, другое — в Усоль- ском. В изображаемую в романе пору оба селения лежали «в стороне от всех трактов, в глуши проселка». Однако, не вдаваясь в подробности, заметим, что романное село Тальяны соединяло в себе (если иметь в виду местоположение, природу и другие его признаки) не тольКЬ черты обоих Тальян Иркутской губернии, но и родины писате­ ля — села Узколугского. Кстати, расстояние от трех названных селений' до Иркутска (по прямому пути) примерно соответствует расстоянию, указанному в романе от города Дребедень до первого места действия, где родился и провел детство главный герой романа Ваня Попов. До сих пор поддерживается мнение, что в лице Вани изображено детство А. П. Ща­ пова, его пребывание в суровой обстановке родительского дома в селе Анга, а позже его пребывание в Иркутском духовном учи­ лище — бурсе. В лице же отца Вани, поно­ маря Михайлы Попова, изображен будто бы отец Афанасия Щапова — Прокопий. На­ конец, будто бы весь роман посвящен А. П. Щапову. И потому об автобиографических чертах «Магистра» до сих пор если и гово­ рят, то во вторую очередь. Это нельзя считать правильным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2