Сибирские огни, 1980, № 9
Н А Б Л А Г О С И Б И Р И 177 учеников был неправлен в Казанскую духов ную академию. Воспоминания некоторых ее воспитанников свидетельствуют, что лучшие из них не терпели ничего церковно-мона шеского, тянулись прежде всего к светским знаниям (история, литература, логика, пси хология, новые языки), тайком читали Бе линского, Гоголя, Герцена, вскладчину вы писывали «Отечественные записки», «Совре менник» и читали эти журналы тоже тай ком. Под непосредственным влиянием идей Бе линского Загоскин в 1852 году (в год окон чания академии) написал большое стихотво рение «Triste vale» (Печальное прости). Оно является одним из интереснейших памятни ков антицерковной мысли середины прош лого века. В нем автор посылает проклятье академии, стены которой, наконец, покида ет, проклятие ее наставникам, опекунам и всем тем, кто покорно шел за ними. Прикрывшись рясою смиренья, вы хотите Трон Вечный на Руси себе воздвигнуть, погодите! Не все же будет Русь по-прежнему слепа! Стихотворение не было направлено про тив социально-экономических основ само державно-крепостнического строя, а лишь против «рассадницы духовного дурмана». Загоскин не был сторонником революцион ного переустройства общества. Главным средством улучшения его порядков он счи тал просвещение в самом широком смысле, в том числе и через печать. После окончания академии Загоскин от казался от духовной карьеры, которая для него могла быть блестящей. Он избирает другой путь: возвращается на родину и ра ботает преподавателем истории и латинско го языка в Иркутской духовной семинарии. 8 1858 году он становится инспектором клас сов в военном училище, преобразованном позже в военную прогимназию, а потом работает в техническом училище. О Загоскине-преподавателе дошли до нас самые лестные отзывы от разных лиц. Видный ученый и общественный деятель Сибири С. С. Шашков, вспоминая об Ир кутской семинарии, писал: «Лучшими учи телями были преподаватель истории М. В. Загоскин и словесности Домской». Считая невежество, отсутствие просвеще ния причиной тяжелого положения народа, Загоскин горячо пропагандировал идею о всеобщем обязательном обучении, о необ ходимости самой прочной связи народного образования, стоявшего тогда на низком уровне, с жизнью трудящихся масс. Для этого, писал он, необходимо организовать сельскохозяйственные школы и крупные фермы при них. Здесь учитель на деле мог бы показать детям лучшие способы ведения крестьянского хозяйства. Все эти предложения были, разумеется, хорошими. Но кто же в то время мог взяться за претворение их в жизнь? Кто был заинтересован в удовлетворении нужд крестьянских масс? Самое активное участие Загоскин принял в первом педагогическом съезде учителей Восточной Сибири в 1867 году. Съезд реко- 12 Сибирские огни № 9 мендовал к печати в качестве учебника его книгу «Иркутск и Иркутская губерния». Она была издана в 1870 году и впервые в си стематическом виде знакомила с историей, различными условиями и сторонами жизни города, губернии и кратко — с соседними с ней областями. Педагогическая деятельность Загоскина продолжалась до 1879 года. С этого време ни он был занят только работой публици- ста-газетчика, которую начал еще в пору работы в духовной семинарии. Тогда, отве чая на требования лучд1их представителей иркутского общества, либерально настроен ный генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев стал содействовать созда нию газеты «Иркутские губернские ведомо сти», первый номер которой вышел 16 (29) мая 1857 года. Редактором газеты стал пет рашевец Н. А . Спешнев. Однако он скоро выехал из Иркутска, и место редактора за нял Загоскин. Направление газеты при Спешневе и За госкине было прогрессивным. И потому бо лее или менее добрые отношения с гене рал-губернатором, с цензурой стали посте пенно осложняться. Это заставило Загоскина думать о создании нового, част ного издания, более независимого и сво бодного для выражения общественного мнения, чем официальные «Иркутские гу бернские ведомости». Такая частная газе та — «Амур» — была основана Загоскиным 1 (14) января 1860 года, но просущество вала она недолго и в 1862 году была за крыта. В 1875 году Загоскин становится вначале членом редакции новой частной газеты «Сибирь», а затем и ее редактором. Газета была защитницей низов деревенского насе ления, а также аборигенов Сибири. Власти и цензура преследовали «Сибирь». В 1879 году выпуск газеты был приостановлен на не сколько месяцев, а Загоскин арестован и заключен в тюрьму. После выхода из зак лючения ему было запрещено жить в Ир кутске. Он поселяется в деревне Гранов- щина, но постоянно поддерживает связь с городом и продолжает редактировать газе ту «Сибирь». Когда же она была окончательно за крыта в 1887 году, Загоскин становится со трудником «Восточного обозрения». В Грановщине им были написаны такие ин тересные работы, как «Десять лет в сибир ской деревне», «Ответы на программу ИРГ.О для собирания народных юридических обычаев» (Иркутск, 1891), «Одна из сибир ских общин» (Иркутск, 1891). В этих работах, как и во многих других пространных газет ных статьях Загоскина, обращают на себя внимание полнота фактов, превосходное знание и понимание деревенской жизни, быта, всякого рода обычаев, чужд села, со стояния школьного дела, расслоения дерев ни, существования здесь эксплуатации — и постоянное стремление разоблачить угнета телей, помочь угнетенным. Однако в неко торых из этих работ есть и наивные (в ос нове своей народнические) утверждения, свойственные вообще сибирским областни кам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2