Сибирские огни, 1980, № 9

Н. Кондратьев НА БЛАГО СИБИРИ (К 150-летию со дня рождения М. В. Загоскина) 8 одной из статей, посвященных откры­ тию памятника на могиле Загоскина, было замечено: «На долю Михаила Васильевича выпала славная и почетная роль. Эта роль была настолько огромной в деле культур­ ного пробуждения Сибири, что для подроб­ ного выяснения ее понадобилось бы напи­ сать целую книгу». Мы и сейчас, спустя 75 лет после смерти писателя, вынуждены повторить эти слова. Во всех работах, написанных о Загоскине в дореволюционное и советское время, дает­ ся только канва жизненной и творческой биографии писателя, часто лишь называются, а не исследуются отдельные ее стороны. Никем не ставился вопрос об атрибуции многочисленных статей Загоскина, опубли­ кованных им в различных изданиях и не имеющих его подписи. Более того, не учте­ ны десятки подписанных им статей. А неко­ торые статьи, автором которых считают Загоскина, не являются его статьями. Кроме этого, в различных справочных из­ даниях и немногих статьях о Загоскине пи- иут прежде всего как о незаурядном педа­ гоге, зачинателе газетного дела в Сибири, как о талантливом журналисте, авторе ста­ тей о жизни крестьян, ссыльнопоселенцев, сибирских аборигенов, о нуждах Сибири. О Загоскине, как авторе художественных произведений, или совсем не писали, или писали лишь в порядке информации. Даже его роман «Магистр» до сих пор по-настоя­ щему не проанализирован. А изучение этого романа, интересное во всех отношениях са­ мо по себе, тесным образом связано еще с одним из важных вопросов, которые приш­ лось решать специалистам по творчеству Н. Г. Помяловского. Это вопрос о том, где, кем и что было написано о духовных учили­ щах до создания, в пору написания и после выхода в свет «Очерков бурсы». Наиболее тщательно вопрос этот рассмотрен в книге И. Г. Ямпольского «Помяловский. Личность и творчество» (1968). Однако к содержатель­ ным данным в этой книге есть возможность прибавить новые интересные и важные све­ дения, если иметь в виду жизнь и деятель­ ность тех писателей Сибири, имена которых не упоминает исследователь. Из этих имен в первую очередь должен быть назван Заго­ скин. Он родился 6 (19) сентября 1830 года в семье священника в селе Узколугском (те­ перь Узкий Луг), расположенном примерно в 115 километрах к северо-западу от Иркут­ ска *. В сельской местности (не только в Уз­ колугском) Загоскин прожил до восьмилет­ него возраста и занимался тем, чем зани­ мались все деревенские ребята, помогая родителям. В восемь лет, как сын священ­ нослужителя, он был направлен в Иркутское духовное училище (бурсу). О пребывании здесь Загоскин писал: «Четыре года учи­ лищной жизни мы учили «Начатки» и катехи­ зис митрополита Филарета да целых три грамматики: русскую Греча, латинскую и греческую. Ни одной книжки для чтения мы не видели в глаза, ни об одном писателе не слыхивали. Ни один учитель, кроме спра­ шивания уроков, ни о чем нас не спраши­ вал, ни о чем не рассказывал». После четырех тяжких лет обучения в учи­ лище Загоскина в 1842 году перевели в Иркутскую духовную семинарию, которую он закончил в 1848 году и в числе лучших Имеющиеся в некоторых работах сведения о рождении Загоскина в селе Идинском (оно же Тальянское) и не 6 (19), а 11 (24) сентября 1830 г. являются ошибочными. Они опровергаются свидетельством о рождении писателя в метрической книге Троицкой церкви села Узколугского за 1830 год, которая недавно нами обнаружена в Государст­ венном архиве Иркутской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2