Сибирские огни, 1980, № 9

БЕСПОКОЙНОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА 175 ных, хорошо знающих свое дело и целе­ устремленных людей. И правдивое изобра­ жение современной Сибири он считает делом общенародной, общегосударствен­ ной важности. «Она, Сибириана,— пишет А. Смердов,— кажется мне одним из тех больших, кол­ лективных эпических и лирических творе­ ний, каких ждут от своих поэтов народ и партия сегодня... Сибириана представляет­ ся мне вдохновенным делом и плодом всех творческих сил и дарований нашей большой, многоликой и многоцветной со­ ветской поэзии.» Как бы дополняя «Рождение Сибирианы», в -1972 году к 50-летию «Сибирских огней» А. Смердов пишет еще одну большую статью — «Огни Сибири — былой, сегодняш­ ней, завтрашней». В ней все настойчивее продолжает звучать мысль, что Си­ бирь— давно уже не та кондовая ок­ раина России, какой привык ее пред­ ставлять . -себе обыватель. «Развитие на­ уки в Сибири ныне достигло такого уров­ ня и широты, что и художественное иссле­ дование сегодняшней сибирской действи­ тельности требует от литератора научного мышления и разносторонней образованно­ сти.» И еще одно важное теоретическое положение в этой статье Александр Ива­ нович Смердов отстаивает как принцип. Он считает, что «нельзя теперь писать ни о вчерашнем, ни о сегодняшнем дне Сибири, не заглядывая в ее Завтра, не связывая его с великим будущим всей страны...» Выдвинутые принципы, при всей их тео­ ретической новизне, далеко не новы в ли­ тературной практике самого А. Смердова. Историческая объемность, протяженность из прошлого в будущее есть одна из важ­ ных особенностей его поэзии, которую можно заметить и в «Ай-Толае», и в очер­ ках о Горной Шории, и в поэме «Пушкин­ ские Горы». Эта же закономерность отчет­ ливо проступает в одной из последних поэм А. Смердова «Сказание о жилмасси­ вах», опубликованной в 1972 году. «Сказание о жилмассивах» представляет собой размышления поэта о сегодняшнем дне советского человека, о повседневной его жизни, о соотнесенности и неразрыв­ ном единстве сегодняшнего и грядущего. Поэт видит в появлении квартир-ямаломе- рок» на первых послевоенных жилмассивах историческую закономерность, вызванную послевоенной разрухой, нехваткой мате­ риальных ресурсов, стремлением как мож­ но быстрее и дешевле обеспечить кварти­ рами людей, лишившихся в войну крова. Но суров становится голос поэта, когда теми же «быстрей да дешевле» отговари­ ваются современные строители. Не прикры­ ваться прошлым, а думать о будущем, ради которого живем,— вот одна из главных мыслей поэмы: Но теперь градостроителям наказываем нашим: думайте, творите, возводите здания прекраснее и выше, но не забывайте — недоделки и просчеты дней вчерашних жители грядущего столетия ни с кого из нас, строителей, не спишут. Позаботьтесь, порадейте. как о близких и родных,— о тех. кто в жилмассивах поселится завтра — ведь для них мы и работали и век свой прозкили... Устремленность в будущее, постоянная забота о грядущем дне воспитывает в че­ ловеке чувство причастности ко всему, чув­ ство хозяина, чувство ответственности в-сех и каждого за общее дело. Идеалом, кото­ рым поверяет поэт своих современников, является Ленин. Чуть сутулясь, в пальтеце демисезонном, всем знакомом, руки за спину... И по-хозяйски деловито, истово улицу за улицей прошел бы Председатель Совнаркома, на ходу толкуя со строителями — рядовыми и специалистами. Ленин, утверждает поэт, увидел бы все недостатки, указал бы на них, но отме­ тил бы он и самое главное — размах и мощь жилищного строительства, одну из примет наступающего коммунистического Завтра. ...В эти годы А. Смердов создает ряд глубоко лирических стихотворений. Напи­ санные в разное время, они объединены общей тональностью, стремлением «оста­ новиться, оглянуться», подумать о себе и своем месте в мире, о смысле так стреми­ тельно проходящей жизни. В цикле «Из переписки с близкими» уже чувствуется груз прожитых лет, все чаще влечет «порой побыть наедине с собою, с громадным миром», но не чувствуется в этом пессимизма и усталости от жизни. «Пусть впереди и старость, и утраты, а ты просторы и весну пиши»,— обращаясь к художнику Ив. Титкову, говорит поэт, но это и напутствие самому себе, пожелание «молодости таланта и души».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2