Сибирские огни, 1980, № 9
174 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН- а сквозь нее — всю Россию, всю свою прошлую и будущую жизнь. И вот сейчас, в огне, в бою. Всей жизнью с нею связан. Увидел землю он свою. Как не видал ни разу. Как бы сквозь пушкинский кристалл, Всю снова открывая, Снежков Отчизну увидал От края и до края. И в эти боевые минуты решающего сра жения Снежкову-поэту приходят «слова единственные те, неслыханно певучие». И вспыхнувшее необычайное поэтическое вдохновение, могучий эмоциональный на кал, органически слившись с любовью к Родине и к великому собрату по перу, который, как никто, сумел выразить эту любовь, вырастает у Снежкова до высочай шего порыва духа, приводит его к подвигу. Среди живых и мертвых тел. Среди огня и воя Снежков поднялся и запел, И голос над землей взлетел, Как знамя боевое. Запел о Родине Снежков, Как мать, родной и близкой, О доблести сибиряков. Однополчан и земляков, О верности сибирской. Снежков погибает, но своим порывом увлекает бойцов. Фашисты смяты. Пушкин ская могила спасена. Сережу Снежкова хо ронят рядом с ней. А наступление продолжается. Вперед, на запад идут бойцы. И в этом походе к Побе де, миру, будущей жизни без войны, как равный среди равных, принимает участие Пушкин: «В сердцах солдат, горячих и простых, звенит, поет поэта грозный стих...» Как видим, поэма «Пушкинские Горы» рассказывает не только о днях минувших, не только осмысливает недавнюю битву, она вся устремлена в будущее, на «дорогу завтрашних атак», И в этом ее притягатель ная сила, важнейшее идейно-эстетическое значение. Символичен финал поэмы. Навсег да, на все времена, подчеркивает автор, ис точником вдохновения, руководством к ак тивному действию во имя всеобщего блага были и будут бессмертные пушкинские строки:- Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!.. Страна вернулась к мирной жизни, зале чивала раны, начинала созидательное строи тельство, еще более грандиозное, чем а годы первых пятилеток, и А, Смердов снова стремится на передний край, торопясь ухватить новую действительность в ее пер возданном, не остывшем еще виде. Правда, первое послевоенное пятилетие посвящено работе над незавершенными произведения ми военной и предвоенной поры. А. Смер дов пишет «Пушкинские Горы», дописывает последние главы «Камня на ладони», за канчивает многолетнюю работу над пере водом шорского эпоса. Но уже властно зо вет материал новых буден, сложные и многообразные задачи современности. Стремясь как можно полнее постичь и выразить новую действительность, А. Смер дов пробует себя в самых различных жан рах: стихотворениях, поэмах, очерках, кри тике, газетной публицистике. Нетрудно за метить, что пятидесятые и шестидесятые годы по большей части отданы им очерку и публицистике. Стихотворений в этот пе риод написано не так уж много. Несколько десятков очерков, публицисти ческих статей, литературно-критических эс се написано А. Смердовым. Темы их самые разнообразные: о воинах-сибиряках, о хле боробах, о геологоразведчиках и метал лургах Кузбасса, о гидростроителях и архи текторе Е. И. Ащепкове, о собратьях по перу: Илье Мухачеве, Ефиме Пермитине, Георгии Федосееве, Афанасии Коптелове. Не все поднятые здесь проблемы доста точно глубоко исследованы, не все харак теры точны и убедительны, тем не менее в отображении социалистического, строитель ства Сибири, развития ее культуры эти ра боты сыграли заметную роль. И как поэт, все свое творчество посвя тивший Сибири, и как писатель-очеркист, отображающий сегодняшний день гигант ского края, и, наконец, как главный редак тор журнала «Сибирские огни», А. Смердов чувствовал необходимость, основываясь на собственном опыте, на опыте других писа- телей-сибиряков, как-то теоретически опре делить, сформулировать суть сибирской гемы, ее историческую преемственность и эволюцию. А. Смердов пишет статью «Рож дение Сибирианы», где рассматривает взя тую проблему с близких себе позиций — поэтических. Вот как формулирует он прин ципы современной «Сибирианы»: «И мы знаем в нашей русской поэзии замечательные примеры такой проникно венной и безраздельной жизненной и твор ческой привязанности поэта к его родному краю, к «жанру и пейзажу» его места рож дения, «лучших его чувств и воспомина ний», ставших силою таланта поэтическим образом Родины... Нарицательное же при лагательное «сибирский» и поныне упо требляется едва ли не чаще, чем какое- либо другое,— за многими достаточно крупными советскими поэтами оно закре пилось пожизненно или сохраняется и сей час, хотя они давно покинули сибирские пределы. И надо сказать, что в этом нари- цании совсем не содержится какого-либо «занижения» творческой значимости, инди видуальности поэта, нет былого деления писателей на «столичных» и «периферий ных». Скорее, наоборот, звучит в нем, я бы сказал, некое даже уважительное призна ние, как и в самих понятиях «Сибирь» и «сибиряк». Но в то же время А. Смердов решитель но отмежевывается от любителей «сибир ского колорита» в его примитивном пони мании, страстей, замешанных на псевдо- сибирской романтике и экзотике, от еще бытующего представления о Сибири, как о крае нетронутой глухомани. Современная Сибирь — подчеркивает А. Смердов — край передового технического и научного про гресса, край сильных, талантливых, энергич\
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2