Сибирские огни, 1980, № 9
беспокойное сердце поэта 171 И в городе этом Сибирь воплотила Все, что для победы она отдала,— Сибирскую стойкость, отвагу и силу. Суровую верность, мечты и дела. Поэт отходит от схематизма и прямоли нейности, в его стихотворениях появляются поэтическая сила и зоркость, неожиданные образы, интересные метафоры. Там. где просекой пока еще обозначен фронт его работ, появился богатырь шагающий, плечи упирая в небосвод. Будто с Обью-матушкой здороваясь, возле бердских сосен и берез он ручищу сорокаметровую над широкой поймою занес. И простота, и зримость в стихотворении «Гость с Волго-Дона» удачно сочетаются с верно найденной интонацией. Восторг пе ред созидающей махиной приобретает ес тественное и подлинно поэтическое звуча ние. А ведь «Гость с Волго-Дона» написан в одно время с упомянутыми чуть выше стихотворениями. Десятилетним мальчиком А. Смердов попадает в Сибирь, но поэтической роди ной она для него становится много позже. Можно с уверенностью сказать: не тогда, когда были написаны первые стихи молодо го поэта. По-настоящему поэтической роди ной Сибирь стала для А. Смердова после знакомства его с удивительным ее угол ком— Горной Шорией. Впервые попадает он сюда в качестве собирателя фольклора, записывает и поэти чески обрабатывает шорские легенды и сказки. Но живая действительность оказа лась не менее интересной, и А. Смердов вновь и вновь в продолжение пятнадцати лет приезжает в эти края, знакомится с бы том, традициями, обычаями шорцев, их занятиями, слушает сказания народных пев цов. Без преувеличения можно сказать, что именно А. Смердову принадлежит литера турное открытие Шории. Обращение к творчеству и культуре ма лых народностей Сибири весьма характер но для сибирских писателей. Многие из них хорошо знали и отображали жизнь Алтая, Эвенкии или Хакасии; фольклорные традиции этих национальных районов сли вались в творчестве писателей-сибиряков с традициями великой русской литературы. В этой связи можно вспомнить произведе ния М. Ошарова, А. Коптелова, поэзию И. Мухачева и Ивана Ерошина. А. Смердов продолжил эту традицию сибирской литературы. Шорских впечатлений хватило поэту на много лет работы. Но дело даже не в обилии материала, не в его свежести и даже в какой-то степени необычности. Важнейшее значение шорских впечатлений в том, что, открывая читателю эту страну, А. Смердов заново открывает и себя как поэта, обре тает самобытный поэтический голос. В 1939 году в «Сибирских огнях» был опубликован цикл стихов А. Смердова, на писанных на шорском материале. Мощь и красота первобытной природы властно вхо дят в мир поэта. В грохоте пятилеток, в мо гучем потоке преобразовательных процес сов у А. Смердова звучит тема человека нового общества, его устремленности в будущее. И, открывая новые месторожде ния, строя города, прокладывая дороги, этот человек думает о любви, счастье... Далекая, если б я мог, Я запахи ночи широкой, И сладкий кедровый дымок. И струи певучие Мрасса, И гул каратагской пурги, И тысячи звуков и красок Исхоженной мною тайги, И синий таинственный камень, И все, что найти сумел,— Я все бы тебе на память В походной принес суме... Путешествуя по Кузбассу и Горной Шо рии, встречаясь с интереснейшими людьми этого края, А. Смердов чувствует, что дол жен рассказать о каждом из них. Сами люди, по признанию поэта, оказались не менее яркими и поэтичными, чем природа и фольклор этого края. Так появляется очерковая книга «В стране Темира», издан ная в 1943 г., ставшая основой широко впоследствии известной документальной по вести «Камень на ладони». Эта книга повествует о шахтерах и стале варах Кузбасса, о шорских рыбаках и охот никах и о том, как отразилось широкое строительство в предгорьях Кузнецкого Алатау на судьбе шорского народа. С романтической приподнятостью пере дает А. Смердов величественные картины края. Но не менее величественен рядом с ними гигант индустрии, детище Первой пя тилетки, Кузнецкий металлургический ком бинат: «Завод был похож на огромный корабль, который дымил всеми своими трубами, сверкая гирляндами огней, плыл сквозь рассвет среди синих взгорий, навстречу на шему поезду». Встречаемся мы и с подлинным хозяином промышленного Кузбасса — рабочим чело веком в образе прославленного сталевара Антона Дементьевича. И то, что восторжен ному взгляду приезжего кажется удиви тельным, для этого пожилого рабочего — обычное дело, но дело любимое, которому посвятил он всю жизнь, которому учит те перь молодых людей и к которому отно сится со всей пристрастностью строгого отца к любимому детищу. С большой любовью пишет автор о ко ренных жителях — шорцах. Читатель знако мится с молодыми и старыми представите лями этой народности — Капчигаем, Каро лом... Ветер перемен заметно коснулся жиз ненного уклада шорцев. На смену традици онным промыслам, которыми испокон ве ков жили люди Горной Шории, приходят другие занятия. Шорцы овладевают новы ми профессиями, становятся рабочими, шахтерами, служащими, активно участвуют в деле социалистического строительства. В этой же книге А. Смердов впервые знакомит нас с ныбакчи Морошкой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2