Сибирские огни, 1980, № 9

ДНЕВНИК НАДИН ТУРЧИНОЙ 143 28 мая Я полагаю, что идея журнала превосходна при нынешних обстоятельствах: эти страницы, на которых со всей искренностью помечаю то, что думаю,— это как бы предохранительный клапан для того, кто не отличается ни терпением, ни осмотрительностью. Какое удовольствие облегчить свою совесть без того, чтобы высказаться в лицо людям, оскорбляя их, но не сделав ничего ни умнее, ни лучше. Сказать истину — долг совести человека, живущего в обществе. Но роль обвинителя есть роль опасная и тягостная, и нет такого великана духа, кто взял бы на себя роль вечного обвинителя людей и событий, и не внушил бы этим омерзения к себе и не был бы обречен вечному страданию. Что же из этого следует? Надобно ли трусливо придерживать свой язык во имя собственного благоденствия? Нет! Ежели, говоря, вы уверены в том, что вас слушают, а стало быть, услышат,— это не самая невероятная вещь в мире. Представляете ли вы себе, что все эти люди вокруг вас не имеют достаточно здравого смысла, чтобы увидеть все злоупотребления? Ну, разумеется, да. А ежели они их не видят или, по видимости, не понимают, То, следственно, имеют важные причины к тому, чтобы не видеть и не понимать. Одним словом, в моральных или денежных отношениях они куплены, чтобы не понимать. Желаете вы высказать истину? Подите говорить перед народом, собранным слушать вас в любом месте и в любое время: в театре ли, где великий актер представляет перед нами великое произведение. В церкви ли, где христианский пастырь говорит с нами от имени вечной истины. В зале ассамблеи, наконец, где независимый оратор развивает перед вами ваши же идеи, затрагивая какой-нибудь вопрос, касающийся до общественных интересов. Но в жизни повседневной, частной хорошенько- поразмыслите, прежде чем громко критиковать. Повседневная жизнь нашего общества так мало содержит достойного, что все, вдруг замеченное в ней, кажется ничтожно и пошло. Самая же великая идея, самая глубокая истина, беззаботно брошенная на ветер, уподобляется сплетне. Нынешний общественный человек — существо ничтожное: ему нужен дворец, чтобы вознести свою мысль к сути вещей своего мирка. Ему нужно осенять себя крестным знамением и бить поклоны, чтобы засвидетельствовать свое желание быть честным человеком, иначе говоря, разумным существом, а не чудовищем. Будучи существом в сильнейшей степени иррациональным, я, пишущая эти строки, убежденная в справедливости моих писаний, весьма далека от того, чтобы придерживаться их. Я много болтаю, говорю слишком оживленно, но надобно заметить, я желаю свести счеты с нашим милым цивилизованным обществом. Я никогда не соглашусь с его правом на все несправедливости, творимые им ежедневно во имя цивилизации и морали. Но кто услышит вас? И кого озаботит ваша брань? Представим, что никого. Я бросаю мой протест и мои обвинения в лицо всему миру, подобно то- . му, как птица поет, как растет дерево, как течет вода. Это моя натура и моя судьба. 30 мая Несколько дней тому квартирующие здесь войска получили приказ в любой момент быть готовыми к маршу. Это весьма подозрительно. В газетах утверждается, что неприятель отступил и стоит по другую сторону реки, у Дар-ривер, стало быть, в тридцати милях отсюда. Однако аванпосты удерживают свои позиции в нескольких укрепленных пунктах. Всегдашняя и постыдная уловка неприятеля: сковать армию и нагнетать страх. Обман! Не знаю, кто бы смог обмануться в таких обстоя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2