Сибирские огни, 1980, № 9
142 ДНЕВНИК НАДИН ТУРЧИНОИ Та же дерзкая самонадеянность, та же бесчестность суждений, которая толкает американца прижать к груди своей все сословия и велит изображать себя перед публикой знатоком материй самого разного свойства и именно таких, о которых он менее всего наслышан, толкает народ доверить судьбы страны любому «меднолобому » 4 и рождает публичных крикунов, которые набьют ему цену. Люди здравомыслящие и не успевшие пристраститься к этой ужасной игре, в которой великая нация ставит на свои самые кровные интересы, самые прекрасные установления, свое благосостояние, свое будущее, негодуют, возмущаются, отчаиваются, а простой народ, глядя на этот фарс, идет своим путем. За избиением огромного количества народа во имя Великого Мака 5 последовало избиение во Фредериксберге, а за этим —■ колоссальное избиение в Чэнслорсвилле. Публика прочтет официальные отчеты, посудачит немного, иногда поворчит, администрация же в утешение ей берет первого попавшегося человека, какого предложит ей одна из политических партий6, в особенности демократическая, то есть аристократическая и противная всем истинным интересам страны. В основе всего этого лежит глубочайшая бесчестность в отношении национальных интересов. Влиятельные классы— коммерсанты, духовные — все трудятся в интересах своей партии или касты. Крестьянин пашет землю, платит налог, поставляет рекрутов, читает газету и верит в непогрешимость своих генералов. Как могут они не преуспеть? Они, американцы! Разве не имеют они традиций Войны за независимость? Не они ли разбили англичан? И генералам предоставляется полная свобода убивать свои войска и разорять страну. Но берегйтесь высказываться против: вы наживете себе врагов среди тех как раз, кто в первую очередь является жертвой. Что же это за странное самодовольство? Фатализм, непомерная национальная гордость? Отчасти да, но главное — привычка к шарлатанству, уже с колыбели они шарлатаны, и самым невинным образом они вскормлены в этом мире на надувательстве. Человек поступает в заведение врача, тот поручает ему приготовлять лекарства. Через шесть месяцев «ученик» выходит из заведения дипломированным доктором медицины. Другой за равный срок становится адвокатом или художником, протестантским пастором — все образование такого пастыря ограничивается самыми ничтожными познаниями в латыни, а он открывает школу трансцендентальных наук, где он главный, а зачастую и единственный профессор. Простак, едва умеющий провести пером две параллельные линии, не знающий даже элементов геометрии, становится архитектором, и принимается за дело, и строит здания ценою в тысячи долларов, и они обрушиваются на головы тех, кто так дорого заплатил, чтобы иметь их. Народ же мирно смотрит на все это и как будто считает все это естественным. Разве не слышала я, как эти славные люди говорили с видом восхищения о таких х у д о жн и к а х : «О, этот знает свое ремесло! Он построил три или четыре церкви неподалеку отсюда, и ни одна не рухнула!» Нет ничего удивительного в том, что в этом сложном и суетном мире люди во имя преуспеяния пускаются в шарлатанство. Старый свет,, несмотря на достоинство его старинных научных и промышленных заведений, никогда не испытывал недостатка в шарлатанах. Но чем объяснить соучастие в этом целого народа, трезвого и практичного, привыкшего обсуждать все вопросы, критиковать каждый бюджет? Что это: неведение, или авантюрный дух, или фальшь в существе самой моральной организации? Как бы то ни было, последствия самые грустные и обескураживающие для нынешних друзей страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2