Сибирские огни, 1980, № 9
ДНЕВНИК НАДИН ТУРЧИНОЙ 137- кольна. Участием в войне, которой могли легко избежать, они показали, что это выбор не минуты, не отвлеченной теории или либеральных побуждений, а выбор жизни. А Линкольн, находясь с началом войны в труднейшем положении, долго еще будет колебаться, барахтаться в трясине компро миссов, уступать, совершать ошибки, кото рые стоят большой крови,— он будет вести войну к о н с т и т у ц и о н н у ю , нелепей шую из всех войн, какую только можно се бе вообразить. Разве не об этом же говорят слова Маркса, пристально наблюдавшего за событиями войны на американском конти ненте: «...Линкольн, по своей адвокатской традиции и чуждый всякой гениальности, бо язливо придерживается буквы конститу ции и страшится всякого шага, который мог бы встревожить « л о я л ь н ы х » рабовладельцев пограничных штатов» (том XII, ч. II, стр. 270). Маркс достаточно высоко ценил Линкольна, приветствовал все решительные шаги пре зидента, в том числе и прокламацию об от мене рабства, но со всей решительностью сказал истину, какая она есть. «Забота, как бы удержать доброе расположение «ло яльных» рабовладельцев пограничных шта тов, боязнь бросить их в объятия сецессио- нистов — одним словом, нежное внимание к интересам, предрассудкам и настроениям этих сомнительных союзников с самого на чала войны чрезвычайно ослабило союзное правительство, принудило его к полумерам, заставило его лицемерно скрывать принцип войны и щадить самое уязвимое место про тивника, корень зла — само рабство» (стр. 251). Маркс с беспощадным сарказмом пишет о Мак-Клеллане, его связанности ка стовым духом со своими «старыми товари щами во вражеском лагере», об укрыва тельстве им прямых военных предателей, намеренно вызвавших поражение северян под Манассасом и при Бол-Блеффе. В статье от 3 марта 1862 года Маркс напоминает, что «Мэк-Клеллан особым приказом удалил из лагеря семейство Кетчинсонов за то, что они распевали... антирабовладельческие песни» (стр. 320). А ведь Турчина находится в эпицентре событий, она потрясена напрасными жертва ми, непомерной кровью, как следствием уступок и колебаний, делающихся на войне преступными. Она сострадает голодному волонтеру, которому запрещено взять хлеб и мясо, взять фураж для лошадей и мулов у врага, щедро снабжающего мятежные ар мии. Она живой человек, на собственной шкуре испытывающий всю подлость заигры вания с рабовладельцами и их союзниками, явными и скрытыми. Серьезное, научное изучение обществен ных взглядов Турчиных, сопоставление их печатных высказываний с работами Маркса и Энгельса, которых Турчины не знали, су лит много важных открытий, открытий к че сти наших революционных демократов, ис тинных героев гражданской войны. И хотя, «Дневник» полон обвинений в адрес прези дента Линкольна, читатель, справедливости ради, должен держать в памяти две важ нейшие записи, как бы обрамляющие весь «Дневник», в начале всей тетради и в кон це: «Президент наш — добрый человек и творящий зло» и «О, как истерзал мою ду шу этот человек! Пусть грехи его совест ливости будут прощены людьми более ве ликодушными, чем я. Я никогда не смогу простить ему все то зло, какое он сотворил, желая творить добро, и все то добро, кото рого он не решился сотворить, боясь сотво рить зло». Какая блестящая, емкая характе ристика, как она жизненно полнокровна, выражая и боль, и горечь разочарования, и признание личности, и даже глубоко за прятанную оскорбленную привязанность! Филиппики Турчиной, ее гневные обличе ния возникли перед нами спустя более чем век после их написания, после событий вой ны, которыми эти обличения порождены. Страсти утишились, о былых битвах и ошиб ках военачальников разговор ведется в то нах монографических, приличествующих со лидным академическим трудам. И вдруг — боль и стон, крик души и скрежет зубовный! Но в неожиданном этом эффекте Турчина нисколько неповинна. Она прожила с в о ю жизнь, и даже крайности ее мысли, если рассматривать их в н у т р и ее времени, ря дом с аболиционистской публицистикой того времени, не покажутся нам чрезмерным^. Передовая Америка говорила тем же язы ком, что и Турчина,— и Уолт Уитмен, и Марк Твен, и многие другие, чья честь и репута ция безупречны, а имена небезразличны человечеству. Они так же издевались над продажными политиканами, над нечистой игрой лидеров обеих партий, над изменой идеалам и стране ради корысти и личного преуспеяния. Подробный разговор об этом увел бы нас слишком далеко, но вот только несколько выдержек из публицистики Уит мена тех лет, его статей и «Демократических далей»: «Из какой среды выходят делегаты по литиканов?» — вопрошает он, и, отвергнув самую мысль, что они могли выйти «из круга сильных, вольнолюбивых американ цев», «из трудовых семейств» различных состояний и профессий, Уитмен продолжает: «Из контор стряпчих, из тайных обществ, с городских задворков, из кабаков и ночлежек, из таможен, полицейских участков, почтовых контор; из резиденции президента, из тю рем, домов предварительного заключения и венерологических больниц... из гнойных ран больших городов — вот откуда собира ются самые влиятельные, самые многочис ленные делегаты на общенациональные, штатные, городские и окружные предвы борные партийные съезды». «Либо вы уничтожите рабство, либо оно уничтожит вас!» — восклицает Уитмен, стра шась того, что «обещает грядущим поколе ниям простых людей» демократическая пар тия, и понимая, что «другая партия делает то же. Все они спекулируют великим сло вом «американизм», ничуть не понимая его смысла...» Аболиционистская публицистика Америки тех лет проникнута теми же идеалами, что и «Дневник» Турчиной, и даже словарь их близок: чаще всего в нем встречаются ска занные с презрением два слова: «полити
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2