Сибирские огни, 1980, № 9
ДНЕВНИК НАДИН ТУРЧИНОЙ «Сказать ■ истину — долг совести че ловека, живущего в обществе. Но роль обвинителя есть роль опасная и тягостная, и нет такого великана ду ха, кто взял бы на себя роль вечного обвинителя, и не внушил бы этим омерзения к себе, и не был бы обре чен вечному страданию». Н а д е ж д а Т у р ч и н а . Кажется, в тот переломный и драматиче ский год, когда писался «Дневник» Надеж ды Турчиной (26 мая 1863 года — 26 апреля 1864), ее остро и горестно пронзило пред чувствие того, что все написанное ею за жизнь перестанет существовать, исчезнет, но, может быть, сохранится хоть эта тет радь, старая тетрадь той поры, когда Тур чина слушала лекции по медицине в Фила дельфийском женском медицинском учи лище и по-русски записывала на тех же страницах наставления врачей-америкэн- цев. Уцелеет только «Дневник», и потому в нем надо сказать все, выразить себя с воз можной полнотой мысли и чувств. Внешний повод для писания не слишком серьезный: з а б ы в а ю ф р а н ц у з с к и й ! как предупредить н е с ч а с т ь е ? как по ступить, если п и с а н и е ж у р н а л а п р о т и в н о м о е й н а т у р е?.. Читатель, поверивший было в этакое прикладное, домашнее, д а м с к о е даже назначение «Дневника», настроится на соответствую щий лад, но уже через несколько строк, даже без абзаца (абзацы не в чести у Тур чиной), буквально не переводя дыхания, автор обрушивает на нас поток Гневных, исполненных гражданской страсти мыслей, лавину аввакумовских анафем и открывает нам полную меру собственного страда ния. Все обнаружится в ее «Дневнике»: высо та пытливой, взыскующей справедливости мысли и яростная запальчивость; верность революционно-демократическим принци пам в их почти идеальном истолковании и ностальгия по а р о м а т у р о д н о й с т р а н ы , по привычкам и самому языку «высшего общества Старого света» («я очень хотела бы иногда наслаждаться им в стране, где, по .несчастью, его не сущест вует в природе»); отрицание церкви, ее казенного культа, ее служителей и храмо вых аксессуаров и сознание того, как необ ходима человеку новая в е р а , вера циви лизованных и свободных людей, которую Надежда Турчина связывала с успехами естественных наук, с общим прогрессом и этикой, признание войны и проклятие ей; очерк собственной жизни и1очерк амери канской гражданской войны 1861— 1865 го дов; размышления о равенстве и рабстве, о книгах и назначении литературы, о пре деле человеческих сил, терпения и состра дания. Ничто в «Дневнике» не говорит о том, что автор озабочен будущей его публика цией. Напротив, «Дневник» изобилует по вторами, иные из них будут даже раздра жать читателя,— в нем типичные поднев ные записи и заметы, касающиеся погоды, минутного настроения, житейских мелочей, существенных только для самой Турчиной, да и то, пожалуй, в тот день только, когда делается запись. Рядом с военными собы тиями они могут показаться едва ли не эгоистическими подробностями н а б л ю д а т е л я , а не участника войны. Мы пони маем, что Турчина терзается своей столь непривычной для нее ролью наблюдателя, почти бездеятельной жизнью — ведь ей весною 1863 года разрешено только со провождать мужа, генерала Турчина, пусть в седле, но сопровождать, в почтительном отдалении от линии боя, сопровождать, а не с л у ж и т ь в армии, не врачевать, не облегчать страдания раненых, как это она делала прежде, с лета 1861 года в Миссу ри и до трибунала в алабамских Афинах, несправедливо изгнавшего Турчина из ря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2