Сибирские огни, 1980, № 9
ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗЛУК 115 Годы освоения целины были, помимо прочего, годами жарких агрономических споров. Сколько было совещаний по проб лемам степного земледелия в Кулунде! И всегда с интересом ждали выступления Дядечко. Напомню, что собственной научной базы эта обширная зона тогда практически не имела. Приехавшие на целину из европей ской части страны специалисты привезли с собой классическую агротехнику, пригод ную лишь для обработки черноземных по лей, не знающих засухи, жестоких моро зов и бешеных ветров. Каждое совещание являлось своеобразной попыткой коллек тивно создать учебник по агрономии в Кулунде. В последние годы, как мне поведал Ва- рюхин, вышло в свет уже несколько печат ных работ местных исследователей. Но, ду маю, будет только справедливо, если мы назовем в числе первых ученых Кулунды имя колхозного агронома Александра Дя дечко. Он был опытник и мыслитель дона учной полосы в истории здешнего земле делия. Семена сомнения, брошенные им в ту пору, когда неразумное усердие, каза лось, ставилось превыше здравого смысла, проросли сегодня серьезными поисками ученых. Но об этом чуть позже. Старая фотография напоминала мне еще об одном, пожалуй, самом большом чуда честве агронома Дядечко. Этот дом он строил семь лет. Строил одной левой рукой, правая была у него парализована. Помогали наезжавшие род ственники. Много лет спустя газеты расска зывали о строительстве в Москве экспери ментального жилого здания, так называ емого Дома Нового Быта. Так вот, если коротко сказать о задумке Дядечко,— он строил ДНБ для сельской местности. Дом строился, можно сказать, в трех уровнях. Нижняя, полуподвальная часть от водилась под различные кладовые и кух ню, причем для подачи готовых блюд про ектом предусматривался небольшой подъ- емничек. Жилых комнат в первом этаже намечалось с полдюжины. У Дядечко под растали четверо сыновей. Одна из комнат должна была служить им спортивным за лом. В другом крыле — рабочий кабинет агронома и собственно лаборатория. На верху под застекленной крышей он наме ревался устроить оранжерею. Чтобы всег да иметь свежие овощи. Веранды, обра щенные к солнцу и тоже отапливаемые, отводились под виноград и цитрусовые. Отопление, само собой, водяное, от котла, вмурованного в кухонную печь. Потом, после осмотра новостройки, мы сидели на досках во дворе, ели сладкую дыню-дубовку с огорода Дядечко, и он развивал свою мысль насчет будущего се ла. По его мнению, жизнь здесь можно и должно устроить лучше, привлекательнее, чем в городе. У каждого сельского за стройщика здесь такой простор для твор чества, какого нет и не может быть у го рожанина, получающего готовую квартиру. Строить на селе, верно, хлопотно из-за нехватки материала. Но, посмотрите,— го 8* ворил он,— ^то делают со своими деньга ми и возможностями те, кто их заимел. Какой примитив, какая бескрылость в этих пятистенках, куда приходят только есть и спать. И это унылое однообразие задаем своим образом мышления и действий мы, руководители, специалисты, сельские ин теллигенты. Много сил потратил Дядечко, чтобы убедить правление в необходмиости за няться выращиванием овощей и бахчевых культур. Солнечного тепла в Кулунде хва тает на полное созревание помидоров, ар бузов, дынь, всякой прочей огородины. Не хватает лишь воды. Из-за этого и местные жители не имеют овощей, не приучены их выращивать, многие не верят в то, что кроме дробненькой картошки и подсолну хов может земля здешняя родить, напри мер, кабачок, баклажан или красный пе рец... Не убедил, не хватило слов! Но вот председателя посылают на учебу, а Дядеч ко несколько месяцев исполняет его обя занности. И за это время успевает с по мощью специалистов найти близ деревни подземный источник, пробурить скважину, установить ветродвигатель для подачи во ды на овощную плантацию. А тут вернулся с курсов «сам» и велел трубу закрыть. Все хлопоты агроному вокруг огорода каза лись ему до дикости несозвучными «теку щему моменту». Так мало-помалу создавалась слава чу- дака-агронома, человека не от мира сего, мечтателя и прожектера, за которым ну жен глаз да глаз. Но так ли уж далек он был в своих меч тах и проектах от действительности, от на сущных потребностей человека-труженика? Пройдет какой-нибудь десяток лет, и си бирская деревня начнет строиться по вы соким меркам современной цивилизации, украшать свой быт, облагораживать самое природу. Но и об этом — позже. Как я и предполагал, ночи нам с Никола ем не хватило, чтобы наговориться за все годы, что мы с ним не виделись. И уж коли речь зашла о людях судьбы необык новенной, о личностях незаурядных, кото рыми так богата Кулунда, не мог я не спросить о Пятнице. Спросил и уже с тре петом ждал ответа. — Жив, жив Семен Ефимович! — поспе шил успокоить Варюхин.— Крепкий старик, еще работает. Семен Пятница— фигура легендарная. Впервые я услышал его имя осенью 1941 года, когда мы всем шестым «В» классом приехали на уборку урожая в колхоз «Красный пахарь» нашего Шилу- новского района. Мне бригадир доверил пару лошадей с повозкой-бестаркой и на правил под единственный работавший у него комбайн «Коммунар». А при этом строго предупредил, что нагружаться при дется на ходу, потому как время военное и комбайнер— фамилию его не помню — «работает по методу Семена Пятницы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2