Сибирские огни, 1980, № 8
РАССКАЗЫ _____________________________________________ 69 ными очертаниями, одновременно неуклюжими из-за срезанных тупо носков и изящными....Для занятий дома у нас были старые, с уштопан ными носками. Штопалось легко, не надо надевать на деревянную лож ку, в носках туфель была проложена пробка или йто-то такое твердое, отчего болели пальцы, потому что мы и дома занимались все свободное время. Вместо станка держались за спинку стула, кровати, подоконни ки—все годилось! Иногда всем коллективом, вместе с Заремой и дядей Колей, мы вы бирались в цирк. Вот где праздновалось торжество тренированного, совершенного тела! Но меня не приводили в восторг ни акробаты, ни воздушные гимнасты, ни фокусники —больше всех я любила жонг леров. Ах, какие у них глаза! Нечеловеческого напряжения уже нет, точ нее, его не видно, в глазах —только сосредоточенность и блаженство бесконечно длящейся удачи!.. Как я люблю эти минуты! Ради них—ме сяцы и годы изнурительного труда и отречения от удовольствий, какие дарят беспечность и праздность. Цирк и сейчас полон для меня очарования и примера жестокого упорства, каким достигается красота. Но свободные вечера для нас были редкостью. Чаще, упаковав кос тюмы, утрамбовавшись сами на грузовичке, в тесноте да не в обиде, смеясь и закрывая друг друга от ветра, мы выезжали на концерты. В маленьких помещениях, иногда в коридорах, переодевались в дешевенькие костюмы (я с умилением вспоминаю их, когда вижу яркие, богатые шелка на нынешних самодеятельных артистах)! Обувались в полотняные тапочки с длинными тесемками, тапочки выбеливались, как положено по традиции, зубным порошком, и после фейерверка наших плясок деревянный настил маленьких, скрипучих сцен надо было под метать мокрой тряпкой. А перед этим в душной закулисной темноте, заставленной стульями, трибунами, флагами, свернутыми в рулон порт ретами, волнуясь, мы ждали своего выхода. Поправляли косички, за крепляли на ногах перекрещенные тесемки, посматривали на стоящих в отдалении наших взрослых артистов. О, там были совсем другие забо ты —они шептались о свиданиях, выясняли отношения, у девушек рдели щеки, выгибались дугой подведенные брови, звездами блистали глаза! Ах, какие жгучие тайны существовали меж ними! И мы начинали с ин тересом посматривать на наших мальчиков, стоявших туг же в широ ких шароварах, вышитых рубашках,—красивые, лихие парубки! Но по являлась Зарема, и мы замирали, как беговые кони перед стартом, так же нервно переступая, проверяли —разогреты ли мышцы, размялись ли суставы. Как прибой, накатывал шум аплодисментов предыдущему но меру, напряженно мы дожидались тишины, и музыкального вступления, и слаженных, звучных голосов хора. Хор размещался в глубине, хоро ший хор, люди любили петь. Среди мужчин встречались настоящие самородки, пели такие певцы по десять-пятнадцать лег, женщины схо дили со сцены быстрее: дом, работа, дети —не до пения! Но своих ребя тишек обязательно приводили в те кружки, которые по необходимости оставили сами. Кое-кто из хулиганов стал похаживать на наши занятия, сначала просто так —приглянулась какая-нибудь из наших солисток. Смирив шийся вояка старался проводить ее домой, «внедрение» его в мирную жизнь осложнялось драками, но заканчивалось это, как правило, тем, что парень, смущаясь, облачался в шаровары и старенькую футболку и - становился в ряд с великовозрастными новичками. Солисты из них, ко нечно, не'получались, но энтузиасты —рабочие сцены, осветители, по четный эскорт ансамбля —пополнялись за счет редевших уличных ша ек. И организаторы из них выходили превосходные!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2