Сибирские огни, 1980, № 8

190 У к н и ж н о й п о л к и ния истерии народней общественной мысли периода феодализма. :о. курское С. Пестунов. Белая птица — лебедь. М., «Современник», 1976, Сватова деревня. Красноярское кн. изд., 1979. Произведения абаканского писателя С. Пе- стунова достаточно широко известны. Его стихи, рассказы, очерки публиковались в газетах, журналах и альманахах, коллектив, ных сборниках. Первая повесть «Белая пти­ ц а -л е б е д ь» неоднократно переиздавалась, была отмечена премией журнала «Молодая гвардия» в 1973 году. Только что вышла вто­ рая повесть «Сватова деревня». В советской литературе последних лет заметна большая тяга к анализу нравствен­ ных истоков народной жизни. В русле этих художественных исканий и работает С. Пе­ стунов. Верой в человека, окрыленного высоким чувством любви, пронизана первая повесть С. Пестунова «Белая птица — лебедь». Рассказчик, от имени которого ведется повествование, приезжает в отпуск погос­ тить на Молчаливый остров, где проживает семья бакенщика Михаила Павловича Бело- стокова и женщина по имени Анна, их вос­ питанница. Рассказчик узнает в Анне де­ вушку, увиденную им однажды еще в сту­ денческие годы и оставшуюся для него мечтой о счастье, своеобразным идеалом юношеской романтической любви. Эта женщина уже прожила сложную жизнь, перенесла трагическую гибель лю­ бимого человека, душа ее была изранена людской несправедливостью. Кем же стала Анна? Не сломилась, не очерствела ли?.. Более близкое знакомство героя-рассказ- чика с Анной подтверждает его прежние представления о ней — испытания не смог­ ли убить в этой женщине жажду жизни, любви, высокую поэтичность натуры. Истоки нравственной стойкости и красо­ ты Анны автор видит в ее близости к при­ роде. «Я ведь здесь как дома,— говорит Анна пораженному красотой приенисейских мест собеседнику,— каждую травиночку и гнездышко знаю. Если бы не этот простор,— Анна обвела рукой островные дали, при­ брежный бор, стремнину Енисея, тихую за­ водь,— умерла бы с тоски. А так вот это все и врачует, и тянет к себе голосами да песнями птиц, красотой да запахами цве­ тов...» Романтизированный характер Анны почти лишен конкретно-бытовых черт. Это скорее символ, нравственный идеал: «...Не Анна ли опять была в рассказах этих бродяг,— раз­ мышляет автор,— этих охочих на слово лю. дей? Не она ли? Ведь таких не так много, такие и сами творят легенды, которые впи­ тывают в себя дух и силу людей, прошед­ ших по этой земле, оставивших после себя красивые дела, как яркие следы от сгорев­ ших метеоритов. Не Анна ли?». Несомненная удача автора — и характер Марии Степановны Белостоковой, жены ба­ кенщика. Душевная щедрость ее не рас­ крылась в любви к мужу, однако затаенное чувство неудовлетворенности не мешает ей быть хорошей, доброй женой. Мария Сте­ пановна не отбросила мечты о настоящей любви, только мечты эти переливались у нее в глубокие материнские чувства. Разные женские судьбы проходят перед нами в произведении. Разные характеры — от неистовой в своей любви Анны, требу­ ющей, чтобы никакая фальшь, нечестность не бросали тень на солнце ее высокого чув­ ства, не признающего ни малейшего ослаб­ ления душевных струн, до спокойной в сво­ ей любви-доброте Марии Степановны, у ко­ торой чувство долга, освященное великим назначением матери, смиряет ее недоволь. ство семейной жизнью. Женская любовь понимается автором как олицетворение высшей человечности, и вот эту-то человечность героини повести про­ являют во всех жизненных ситуациях. Повесть пронизана лиризмом. Ьсе проис­ ходящее дается в восприятии рассказчика, через призму его особого внимания к нрав, ственным началам в жизни человеческой. Из поля зрения лирического героя созна­ тельно убраны автором мелкие подробно­ сти, «проза жизни». М ощно звучащая ро­ мантическая струна в душе героя-рассказ- чика позволяет выявить и поднять до уровня обобщений главное в жизни людской души, именно то, что делает человека челове­ к о м — Любовь во всех ее формах и про­ явлениях. Повесть согрета добрым автор­ ским отношением к изображенным в ней людям: «До свидания, добрые люди, моя белая птица — лебедь... Вы для меня стали родными на всю жизнь. Как хочу, чтобы все у вас было хорошо, чтобы всегда вы несли на своих плечах теплое светлое солнце». Разумеется, первое крупное Прозаиче­ ское произведение молодого автора не свободно от недостатков: здесь и налет красивости в некоторых эпизодах, и слиш­ ком частое употребление в речи героев слов с искаженной морфологией, слишком частые случаи замены изображения прос­ тым пересказом. «Родина... У каждого она своя. И пусть даже называется по-хакасски Бей-Булук — Кобылий угол, но какая она родная и ми­ лая, такая же неповторимая, как и жизнь человека...» — эти слова из повести «Сва­ това деревня» своего рода эмоциональный стержень произведения. Память автора обращается к временам детства, высвечивает колоритные фигуры его односельчан, знакомит читателя с их трудной, но прожитой по-людски жизнью. Автор старается увидеть в обыкновен­ ных, рядовых жителях Сватовой деревни что-то большое, общечеловеческое — муд­ рую и добрую душу русского народа. Вот старая Татюша из главы рассказа «Бабушкина звезда». Прожила она всю жизнь в одной деревне, каждый год рожа­ ла по двойне детей, называя их попарно: Иванками, Андрейками, Егорками, любила попеть, поплясать, трогательно заботилась

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2