Сибирские огни, 1980, № 8
190 У к н и ж н о й п о л к и ния истерии народней общественной мысли периода феодализма. :о. курское С. Пестунов. Белая птица — лебедь. М., «Современник», 1976, Сватова деревня. Красноярское кн. изд., 1979. Произведения абаканского писателя С. Пе- стунова достаточно широко известны. Его стихи, рассказы, очерки публиковались в газетах, журналах и альманахах, коллектив, ных сборниках. Первая повесть «Белая пти ц а -л е б е д ь» неоднократно переиздавалась, была отмечена премией журнала «Молодая гвардия» в 1973 году. Только что вышла вто рая повесть «Сватова деревня». В советской литературе последних лет заметна большая тяга к анализу нравствен ных истоков народной жизни. В русле этих художественных исканий и работает С. Пе стунов. Верой в человека, окрыленного высоким чувством любви, пронизана первая повесть С. Пестунова «Белая птица — лебедь». Рассказчик, от имени которого ведется повествование, приезжает в отпуск погос тить на Молчаливый остров, где проживает семья бакенщика Михаила Павловича Бело- стокова и женщина по имени Анна, их вос питанница. Рассказчик узнает в Анне де вушку, увиденную им однажды еще в сту денческие годы и оставшуюся для него мечтой о счастье, своеобразным идеалом юношеской романтической любви. Эта женщина уже прожила сложную жизнь, перенесла трагическую гибель лю бимого человека, душа ее была изранена людской несправедливостью. Кем же стала Анна? Не сломилась, не очерствела ли?.. Более близкое знакомство героя-рассказ- чика с Анной подтверждает его прежние представления о ней — испытания не смог ли убить в этой женщине жажду жизни, любви, высокую поэтичность натуры. Истоки нравственной стойкости и красо ты Анны автор видит в ее близости к при роде. «Я ведь здесь как дома,— говорит Анна пораженному красотой приенисейских мест собеседнику,— каждую травиночку и гнездышко знаю. Если бы не этот простор,— Анна обвела рукой островные дали, при брежный бор, стремнину Енисея, тихую за водь,— умерла бы с тоски. А так вот это все и врачует, и тянет к себе голосами да песнями птиц, красотой да запахами цве тов...» Романтизированный характер Анны почти лишен конкретно-бытовых черт. Это скорее символ, нравственный идеал: «...Не Анна ли опять была в рассказах этих бродяг,— раз мышляет автор,— этих охочих на слово лю. дей? Не она ли? Ведь таких не так много, такие и сами творят легенды, которые впи тывают в себя дух и силу людей, прошед ших по этой земле, оставивших после себя красивые дела, как яркие следы от сгорев ших метеоритов. Не Анна ли?». Несомненная удача автора — и характер Марии Степановны Белостоковой, жены ба кенщика. Душевная щедрость ее не рас крылась в любви к мужу, однако затаенное чувство неудовлетворенности не мешает ей быть хорошей, доброй женой. Мария Сте пановна не отбросила мечты о настоящей любви, только мечты эти переливались у нее в глубокие материнские чувства. Разные женские судьбы проходят перед нами в произведении. Разные характеры — от неистовой в своей любви Анны, требу ющей, чтобы никакая фальшь, нечестность не бросали тень на солнце ее высокого чув ства, не признающего ни малейшего ослаб ления душевных струн, до спокойной в сво ей любви-доброте Марии Степановны, у ко торой чувство долга, освященное великим назначением матери, смиряет ее недоволь. ство семейной жизнью. Женская любовь понимается автором как олицетворение высшей человечности, и вот эту-то человечность героини повести про являют во всех жизненных ситуациях. Повесть пронизана лиризмом. Ьсе проис ходящее дается в восприятии рассказчика, через призму его особого внимания к нрав, ственным началам в жизни человеческой. Из поля зрения лирического героя созна тельно убраны автором мелкие подробно сти, «проза жизни». М ощно звучащая ро мантическая струна в душе героя-рассказ- чика позволяет выявить и поднять до уровня обобщений главное в жизни людской души, именно то, что делает человека челове к о м — Любовь во всех ее формах и про явлениях. Повесть согрета добрым автор ским отношением к изображенным в ней людям: «До свидания, добрые люди, моя белая птица — лебедь... Вы для меня стали родными на всю жизнь. Как хочу, чтобы все у вас было хорошо, чтобы всегда вы несли на своих плечах теплое светлое солнце». Разумеется, первое крупное Прозаиче ское произведение молодого автора не свободно от недостатков: здесь и налет красивости в некоторых эпизодах, и слиш ком частое употребление в речи героев слов с искаженной морфологией, слишком частые случаи замены изображения прос тым пересказом. «Родина... У каждого она своя. И пусть даже называется по-хакасски Бей-Булук — Кобылий угол, но какая она родная и ми лая, такая же неповторимая, как и жизнь человека...» — эти слова из повести «Сва това деревня» своего рода эмоциональный стержень произведения. Память автора обращается к временам детства, высвечивает колоритные фигуры его односельчан, знакомит читателя с их трудной, но прожитой по-людски жизнью. Автор старается увидеть в обыкновен ных, рядовых жителях Сватовой деревни что-то большое, общечеловеческое — муд рую и добрую душу русского народа. Вот старая Татюша из главы рассказа «Бабушкина звезда». Прожила она всю жизнь в одной деревне, каждый год рожа ла по двойне детей, называя их попарно: Иванками, Андрейками, Егорками, любила попеть, поплясать, трогательно заботилась
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2