Сибирские огни, 1980, № 8
У к н и ж н о й п о л к и 189 деревни не считали побегом «отлучки» — временные уходы из дому для найма, на промыслы, «для гостьбы», «сбора долгов» и т. д. Тем самым они утверждали свой взгляд на законность бесконтрольного пе редвижения в пределах горнозаводского ведомства. Более того, в крестьянском со знании побег находил нравственное оправ дание как знак протеста против «незакон ных», с точки зрения крестьян, действий феодальной администрации: крестьяне в таком случае считали, что администрация действует в нарушение высшей воли вер ховной власти. С этой же позиции крестья не выступали и против несправедливых с их точки зрения действий монарха («подмен ного», «антихриста», «царицы-немки»). Так что диапазон «законных» поводов для бег ства был настолько широк, что «практиче ски любой побег мог найти в крестьянском мнении оправдание». И с этим крестьян ским мнением заводская администрация при определении меры наказания за побег так или иначе вынуждена была считаться. В процессе расследования дел о беглых нередко обнаруживались факты неофици альной, негласной круговой поруки, укры вания беглых всей деревней во главе с вы борными. В первой главе автор обстоятельно вы ясняет состав и типы беглых, причины, способы, цели бегства. Только нам пред ставляется, что следовало более диффе ренцированно подойти к оценке «разбой ничества» и проявить большую осторож ность при зачислении в этот разряд тех или иных групп беглых. Дело в том, что и в этом вопросе происходило идеологическое противоборство двух позиций — власти иму щих и народных масс. Правительство и за водская администрация проявляли заинте ресованность в расширительном употреб лении этого понятия — «разбойничество». Здесь можно было бы привести оценку разбойничества, даваемую народной мыс лью в разинском фольклоре, привлекшую внимание К. Маркса. И, кроме взгляда на «разбойничество» А. П. Щапова, привести и проанализировать в этом же плане ряд ра бот советских авторов— Л. 'С. Шептаева, Д. М . Балашова и др. Обстоятельно проанализированы и при чины побегов. Вот, к примеру, ценная свод ка свидетельств из судебных показаний. «Бежали от тягости заводских работ и ума ления за свои труды платы». «По недавнему взятью в службу оказывалось им в работах очень тяжело». «Угольщикам хлеба не вы дается, а кучная работа им тяжела». В за явлениях о причинах побега звучит также протест против однообразного, утомитель ного характера труда. Справедливо наблю дение автора о преобладании индивидуаль ных побегов. Из 937 побегов только 56 ока зались групповыми. Интересны страницы книги о создании беглыми крестьянской общины в горах. Это знаменитая Бухтарма. «Камень» манил к се бе, будоражил сознание крестьян и масте ровых. О пустынножительстве написано нема ло и до революции, и в последнее вре мя. Из беглых крестьян в 70-е годы XV III века возникла целая община в Алтайских горах — по р. Бухтарме и ее притокам. Это был свободный (в условиях феодального государства) крестьянский коллектив со своими органами управления, нормами бы та, хозяйствования. Существовала община недолго. Но крестьяне, мастеровые почув ствовали вкус свободы в несвободном го сударстве. Этим и примечателен социальный эпизод, обраставший легендами и выступавший дол гое время стимулом для миграционного антифеодального движения. Сюжет в исто риографии не новый, но автору удалось найти ранее не введенные в обиход мате риалы, проследить реальные биографии наиболее стойких пустынножителей. Т. С. Мамсик сумела обнаружить сыскные ведо мости 80— 90-х годов XV III в., присылаемые в Колыванское наместническое правление. Составленная сводная таблица дает данные о результатах сыска за 1786— 1795 гг. 564 че ловека сыскано по всей империи! (Из них— 104 мещанина, 87 — рекруты, 85 — государ ственные крестьяне, 62 — цыгане). Ш и р о кий масштаб сыскной операции явно не соответствовал довольно скромным резуль татам. Некоторые замечания вызывает раздел «Борьба с побегами на территории Колыва- но-Воскресенских горных заводов». Недо статочно ясна цель, которую преследовала автор,— доказать результативность борьбы с побегами или же ее безрезультатность? Или просто показать, насколько разветв ленной была система борьбы с социальным протестом? Содержание раздела свиде тельствует о компромиссной политике пра вительства по отношению к беглым на окраинах, что имеет свое объяснение. С другой стороны, содержание раздела явствует об особой позиции заводского начальства, стремившегося в условиях уже сточающейся системы наказаний за побеги сохранить физически здоровый людской контингент для работы на заводах и рудни ках. Этим же обстоятельством объясняется редкость применения такой крайней меры наказания, как ссылка на каторжные рабо ты на Нерчинские сереброплавильные за воды. Тщательно разработанная, строго регламентированная система наказаний при звана была скорее всего служить одной из мер идеологического воздействия и устра шения. Этот вывод логически вытекает из самого содержания раздела. О малой эффективности борьбы с побе гами убедительно свидетельствует и содер жание главы третьей «Крестьянство и бег лец». В ходе повседневной непрекращав- шейся борьбы крестьян, мастеровых крепло их сознание, возрастала и более четко определялась идеологическая направлен ность социальных выступлений, появлялись элементы идеологии, активно противостояв шей идеологии господствующего класса. Квалифицированно выполненное исследо вание Т. С. Мамсик представляет собой важный подготовительный этап для созда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2