Сибирские огни, 1980, № 8
188 у к н и ж н о й ПОЛКИ исторических трудов и документов, посвя щенных этим явлениям искусства. И мы становимся соучастниками В. Дементьева в его приобщении к древней живописи. Не навязчиво, естественным образом склады ваются представления о существенных при метах русской иконописи, о ее гуманисти ческом значении, о ее самобытных секретах. Пафос авторской речи нарастает по мере того, как заходит разговор о необходимо сти знать и понимать прошлое в его истин ном свете, различать в глубине веков мо гучие вершины культуры и вдумчиво, ра зумно, творчески соотносить былое с современностью. Чувство современности! Ему-то книга и обязана своими лучшими качествами. В. Дементьев говорит о своем желании поведать историю возникновения фресок и воссоздать в меру сил и возмож ностей облик самого Дионисия. Новелла «Утешение Дионисия» — это уже фрагмент исторической прозы. Под пером писателя вырисовываются образы давнего времени: собор на взмостье, девственные окрестно сти обители, Дионисий угрюмо идет к хра му по размокшей тропинке. Бьет Дионисия лихоманка, хулит его инок Галактион, идет шепоток среди монахов, и нужно много ума и духовной силы, чтобы устоять против зла и достойно совершить свое земное де ло. В тяжком труде, в поте и мирской борь бе рождаются нетленные^ творения искус ства. , ' Через личное, взволнованное пережива ние истории писатель приходит к понима нию культуры, поднимается к ее истокам, преодолевая огромный временной «водо раздел». Заинтересованное, памятливое отноше ние к жизни и искусству, органичное соче тание различных способов письма и мысли, лирическая напряженность слова — все это придает книге В. Дементьева внутреннее единство и смысловую глубину. И жизнен ный опыт автора, и опыт духовный, остава ясь фактом предельно личным, становятся вместе с тем объективным достоянием ли тературы, нашего современного сознания. А. ПАНКОВ Т. М. Мамсик. Побеги как социальное явле ние. Приписная деревня Западной Сибири в 40—90-е гг. XVIII в. Новосибирск, «Наука», 1978. Актуальность темы рецензируемой моно графии определяется всевозрастающим вниманием исторической науки к идео логической основе социальных выступлений трудящихся масс. Мы много знаем о со циальном протесте народа, но пока еще мало знаем о том, что же двигало этот про тест, о чем думали, помышляли повстанцы, в каких формах выражали свои думы и чая ния. По Марксу — нет класса без идеоло гии. Нет социального движения без соот ветствующего идеологического выражения. Между тем до последнего времени исто рики, располагая достоверными сведениями об идеологических формах господствующе го класса, имели недостаточно свидетельств об идеологии народных масс. Это объяс няется не только традицией, доставшейся от дореволюционной историографии, но и самим подходом к изучению идеологии. Изучался по преимуществу высший ее срез — теоретический, находящий свое оформление в учениях отдельных мысли телей. Идеология, если можно так сказать, изучалась «поименно». При таком подходе теоретический уровень народной идеоло гии мог быть прослежен лишь на гребнях социального движения — в период граж данских войн, крупных восстаний. Именно тогда выдвигались вожаки, предводители. Им отводилась и роль теоретиков движе ния. В последние десять-пятнадцать лет рель ефно обозначился новый подход к изуче нию идеологической оболочки социального движения — рассмотрение идеологии и на уровне практического, социально-психоло гического, обыденного сознания. Такой под ход позволяет полнее представить генезис народной идеологии, показать ее развитие и проявление на всем протяжении повсе дневной классовой борьбы в многообраз ных формах. Данная книга посвящена одной из форм классовой борьбы — побегам приписанных к горным Колывано-Воскресенским (Алтай ским) заводам крестьян, мастеровых, ины ми словами, активному противодействию народных масс социальному угнетению. Нельзя сказать, что в исторической литера туре побеги не освещались. Однако по си бирскому региону книга М . С. Мамсик — первая в этом роде. О громный материал введен по преимуществу неопубликован ный, из местных и центральных архивов. Это позволило сделать важные для науки наблюдения и обобщения. Начать здесь нужно с того, что сам факт побега получал различное толкование со стороны феодалов и самих беглых. Посто янно сталкивались две диаметрально про тивоположных позиции в оценке побега как социал ьной явления. В отличие от оценки правительства и феодальной администра ции, квалифицировавших любой побег, как преступление (побегом считался всякий уход далее 30 верст от места жительства без ведома властей), крестьяне и мастеро вые стремились всесторонне обосновать свое п р а в о на побег. Таковы были про тивоположные идеологические позиции. «В крестьянском общественном созна нии,— пишет автор,— присутствовала также мысль о более активном использовании беглых в качестве народных защитников и социальных мстителей, а в отдельные пе риоды возникала идея собрать из беглых целое войско и под предводительством «царя-избавителя» продолжить дело, нача тое Е. Пугачевым. Общественная мысль крестьянства по поводу побега и беглеца представляла собой род социальной уто пии и развивалась не в форме отвлеченных политических теорий, а в конкретных жан рах устного народного творчества и в виде религиозных учений». Крестьяне приписной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2