Сибирские огни, 1980, № 8
а книжной полки ' V Валерий Дементьев. За белой зарей. Но веллы, лирические повести, эссе. М., «Сов ременник», 1978. При первом знакомстве жанр и компо зиция этой книги могут показаться читате лю неожиданными. Подзаголовок тоже мало что проясняет, поскольку тематика этих произведений весьма разнообразна, ф о рм а — своеобычна. Здесь и автобиогра фические страницы о возвращении с вой ны, и экскурсы в историю русского Севера, и повесть о живописце Дионисии, и мему арный фрагмент о Федоре Панферове, и лирические портреты поэта Батюшкова, ху дожника Сиротина... казалось бы, странная, мозаичная компо зиция. Но по мере чтения все яснее пони маешь, что у книги есть четкий — идейный и эмоциональный — центр. Это образ авто, ра как лирического героя, чья мысль дви жется своим неповторимым путем, нанизы вая на одну живую нить и впечатления со временности, и представления о минувшем. «Для меня,— пишет автор,— путешествия во времени — из настоящего в прошлое, из прошлого — в будущее, вероятно, не ме нее увлекательны, чем перемещения по воздуху, земле и воде. И «листать обратно календарь», как сказал Твардовский, быва ет столь же отрадно, как отрадно видеть с борта «казанки» — этой алюминиевой ладьи XX века — быстрое течение просиненных далью лесов и пашен. Эти два «разряда пу тешествий» — во ^¡эемени и пространстве— позволяют ощутить, как на иных северных раздольях устье одной реки, впадающей в озеро, становится истоком другой,— более могучей, более полноводной,— и как от века к веку, словно от устья к устью, ши рится река народной жизни... И не только в наших северных раздольях, но и в исто рической родословной исток — это всегда устье и устье — это новый исток». Путешествие во времени — это и есть, пожалуй, особое, «сверхжанровое» качест во книги В. Дементьева. Причем путешест вует здесь — в прямом и переносном смыс лах— человек с собственным, неповтори мым мироощущением, с собственной личной судьбой, обусловленной реальными обстоя, тельствами жизни. Среди этих обстоятельств наиболее зна чительным стала, пожалуй, война, о чем прямо говорится в повести «Стрехи — бе лые журавли». Она, сделав юношу солда том, оторвала его от отчего края — от ти хой реки и лесных озер, от древнего гор о да Вологды и его потомственных жителей, от лодки, которую мастерил еще мальчиш кой... И вот после трудных д орог войны он возвращается к родному порогу. Как знать, не в этот ли миг возвращения и счастливой, долгожданной встречи с домом ему, буду щему писателю, впервые открылся истин ный смысл настоящего, и в душе возникла осознанная любовь к народной земле, к ее исторической родословной, искреннее же лание познать, удержать в памяти эту р о дословную? Много внимания уделяет В. Дементьев культурному наследию русского Севера, ведет рассказ о его народных обычаях, о его истории, о людях, обогащавших своим трудом и творчеством традиции отечест венного искусства. При этом перед нами не научное описание, а именно эссе, отра жающее опыт самого писателя. Своеобразие В. Дементьева-эссеиста осо бенно отчетливо проявилось в главе «Дио нисий». Она начинается с воспоминаний о том, как писатель слушал рассказы друзей о Ферапонтовом монастыре и о знамени тых фресках. Желание увидеть их собст венными глазами вскоре толкнуло автора на решительный поступок: отбросив повсе дневные хлопоты и столичную суету, он ринулся однажды в аэропорт и в тот же день оказался на теплоходе, плывущем а Кириллов. Далее повествование незаметно перехо дит в жанр путевого очерка. Описываются дорожные впечатления, подробности посе ления у бабки Любавы, монастырский пей заж... Затем путешественник входит в сте ны монастыря, устремляет взор на фрески, и в нем пробуждается критик, искусствовед. «Не могу точно передать первые мысли и первые чувства, возникшие у меня при взгля де на фрески Дионисия. В глубине созна ния я сразу понял: это что-то такое, что встречается раз в жизни. Понял я и другое: основой духовности великого художника, как и всех русских людей, был культ бого родицы, культ девы Марии. Однако плохо зная акафист деве Марии, который и по служил сюжетной основой росписей, все внимание я, конечно, обратил на краски, на технику живописца. Здесь у меня не было сомнений: изумительное, подлинно воз рожденческое произведение искусства бы ло передо мной!». Знакомство с фресками Дионисия побу дило автора к специальному изучению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2