Сибирские огни, 1980, № 8
СТАРЫЕ, СТАРЫЕ КНИГИ... местных изданий областной библиотеки ут верждает: такие издания есть, и не одно, не два! На востоке Красная Армия еще теснит огрызающиеся колчаковские полки, а в Ом ске уже действует Сибирское отделение Государственного издательства. О громную оперативность проявили его работники, тотчас же после освобождения города выпу стившие отдельными изданиями «Консти туцию (Основной Закон) Российской Совет ской Федеративной Социалистической Рес публики« и «Программу РКП(б)», принятую V III съездом партии. В этом же году вышел «Сборник инструкций, постановлений, ре золюций по работе РКСМ» (издание Омско го общ егородского комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи). Тяжелое наследство оставили колчаков цы: разруху, голод, тиф. Но велики были жажда знаний, тяга к прекрасному. И ря дом с брошю рой о борьбе с тифозной эпи демией мы видим отдельно изданную трех актную пьесу Бориса Рославлева «Праздник обез д олеиных». «Революция, сбросив цепи запретов, дала полную свободу в деле просвещения на рода». Это слова из книжки А. Д. Соколо ва и С. С. Сикорского «Народный дом, его значение и устройство». В типографии, где книга печаталась, еще не было нового шрифта: набор «старорежимный», с «ятя ми». Но цель книги вполне отвечала време ни: нести новую революционную культуру в деревню . Аналогична брошю ра «Устав рабочего клуба» (издание внешкольного подотдела отдела народного образования при Губ- ревкоме). «Рабочий клуб, — читаем в ней,— имеет целью поднять культурный уровень, развить классовое и политическое само сознание и дать разумный досуг местному рабочему населению». И далее перечисля ются мероприятия, которые можно в клубе устраивать: лекции, беседы, дискуссии, док лады, экскурсии, музей, спектакли, концер ты, музыкальные и литературные вечера, кинематографические сеансы, праздники, «а также... буфет-чайную». Конечно, их немного — советских книг и брошю р, выпущенных в Омске в девятна дцатом году. Но они были! Они боролись, и они принадлежат к тем книгам, про ко торые сказано Владимиром Маяковским: Книга — та, п о-м оем у, которая х удощ ав а с лица, но влож ены в страницы -обоймы строки п ор оха и свинца. Языком плаката «Действующие лица: АНТАНТА, перезрелая, но во инственная женщина. БАРОН ВРАНГЕЛЬ, ПАН ПИЛ- СУДСКИЙ — верные рабы Ан танты, ' ’183 МИЛЬЕРАН — глава француз ского правительства. КРЕМЕНЬ — красноармеец. ЗЕМЛИН — крестьянин. ТРУДОВОЙ — рабочий. АГИТАТОР». Должно быть, мало осталось зрителей, побывавших на спектаклях, поставленных по пьесе с этими действующими пицЬми. А когда-то она, возможно, шла в Омске — пьеса в стихах Рябова-Бельского «Послед ний заговор». Отдельное ее издание (1920 год) хранится а Пушкинской библиотеке. Вообще, когда просматриваешь картоте ку книг, вышедших в Омске сразу же пос ле изгнания Колчака, обилие пьес бросает ся в глаза. Почему в то тяжелейшее время так нужен был театр? Вот название одного из таких изданий — «Сытые и голодные, или Поросенок в шля пе. Агитационно - продовольственная пье са в одном действии», сочинение Николая Еремина, Омск, 1921 год. «Агитпьеса», «продналоголития» — такие подзаголовки имеют многие из изданных тогда в Омске пьес. Они «работали» на те кущие, злободневные задачи. Вряд лй их авторы стремились попасть в историю те атра. Но все-таки они попали на ее страни цы, ибо за каждым подобным изданием — живые черты жизни тех лет. Вот агитпьеса в одном действии Дмитрия Смолина «Голод». Год издания — 1921. Тяжелейший, жесточайший год для моло дой Страны Советов. «Сцена, — читаем мы, — представляет собой дорогу, проле гающую между совершенно выжженными солнцем пашнями и лугами. Кругом ни де рева. На левой половине распряженная те лега и палая лошадь». Нельзя без волнения читать последние реплику и ремарку этой пьесы: «Мужик. Пойдем, Ваня! Эй, товарищи! Честные граждане! Помогите голодающим, кто чем может! (Сходят со сцены в публику для сбора)». Так театр двадцать первого года помо гал спасать голодающее Поволжье. Не часто приходится видеть произведе ния классиков русской литературы XIX ве ка, изданные под девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А именно так были изданы «Четыре одноактных пьесы по произведениям Салтыкова-Щедрина и Че хова» (Омск, 1921 год). Как бы в ответ на лжереволюционный призыв «сбросить классиков с корабля современности», в предисловии сказано: «В нашей дореволюционной художест венной литературе, основной чертой кото рой было искание правды и борьба за нее, есть целый ряд произведений, ярко рисую щих темную и рабскую Россию прошлого... Часть этих произведений может быть ныне с успехом использована как художествен но-агитационный материал, резко и поучи тельно подчеркивающий контраст между старым и новым, между тем, что было, и тем, что будет». Конечно, современное ухо режут такие слова, как «использована» и «материал»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2