Сибирские огни, 1980, № 8

СТАРЫЕ, СТАРЫЕ КНИГИ... местных изданий областной библиотеки ут­ верждает: такие издания есть, и не одно, не два! На востоке Красная Армия еще теснит огрызающиеся колчаковские полки, а в Ом­ ске уже действует Сибирское отделение Государственного издательства. О громную оперативность проявили его работники, тотчас же после освобождения города выпу­ стившие отдельными изданиями «Консти­ туцию (Основной Закон) Российской Совет­ ской Федеративной Социалистической Рес­ публики« и «Программу РКП(б)», принятую V III съездом партии. В этом же году вышел «Сборник инструкций, постановлений, ре­ золюций по работе РКСМ» (издание Омско­ го общ егородского комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи). Тяжелое наследство оставили колчаков­ цы: разруху, голод, тиф. Но велики были жажда знаний, тяга к прекрасному. И ря­ дом с брошю рой о борьбе с тифозной эпи­ демией мы видим отдельно изданную трех­ актную пьесу Бориса Рославлева «Праздник обез д олеиных». «Революция, сбросив цепи запретов, дала полную свободу в деле просвещения на­ рода». Это слова из книжки А. Д. Соколо­ ва и С. С. Сикорского «Народный дом, его значение и устройство». В типографии, где книга печаталась, еще не было нового шрифта: набор «старорежимный», с «ятя­ ми». Но цель книги вполне отвечала време­ ни: нести новую революционную культуру в деревню . Аналогична брошю ра «Устав рабочего клуба» (издание внешкольного подотдела отдела народного образования при Губ- ревкоме). «Рабочий клуб, — читаем в ней,— имеет целью поднять культурный уровень, развить классовое и политическое само­ сознание и дать разумный досуг местному рабочему населению». И далее перечисля­ ются мероприятия, которые можно в клубе устраивать: лекции, беседы, дискуссии, док­ лады, экскурсии, музей, спектакли, концер­ ты, музыкальные и литературные вечера, кинематографические сеансы, праздники, «а также... буфет-чайную». Конечно, их немного — советских книг и брошю р, выпущенных в Омске в девятна­ дцатом году. Но они были! Они боролись, и они принадлежат к тем книгам, про ко­ торые сказано Владимиром Маяковским: Книга — та, п о-м оем у, которая х удощ ав а с лица, но влож ены в страницы -обоймы строки п ор оха и свинца. Языком плаката «Действующие лица: АНТАНТА, перезрелая, но во­ инственная женщина. БАРОН ВРАНГЕЛЬ, ПАН ПИЛ- СУДСКИЙ — верные рабы Ан­ танты, ' ’183 МИЛЬЕРАН — глава француз­ ского правительства. КРЕМЕНЬ — красноармеец. ЗЕМЛИН — крестьянин. ТРУДОВОЙ — рабочий. АГИТАТОР». Должно быть, мало осталось зрителей, побывавших на спектаклях, поставленных по пьесе с этими действующими пицЬми. А когда-то она, возможно, шла в Омске — пьеса в стихах Рябова-Бельского «Послед­ ний заговор». Отдельное ее издание (1920 год) хранится а Пушкинской библиотеке. Вообще, когда просматриваешь картоте­ ку книг, вышедших в Омске сразу же пос­ ле изгнания Колчака, обилие пьес бросает­ ся в глаза. Почему в то тяжелейшее время так нужен был театр? Вот название одного из таких изданий — «Сытые и голодные, или Поросенок в шля­ пе. Агитационно - продовольственная пье­ са в одном действии», сочинение Николая Еремина, Омск, 1921 год. «Агитпьеса», «продналоголития» — такие подзаголовки имеют многие из изданных тогда в Омске пьес. Они «работали» на те­ кущие, злободневные задачи. Вряд лй их авторы стремились попасть в историю те­ атра. Но все-таки они попали на ее страни­ цы, ибо за каждым подобным изданием — живые черты жизни тех лет. Вот агитпьеса в одном действии Дмитрия Смолина «Голод». Год издания — 1921. Тяжелейший, жесточайший год для моло­ дой Страны Советов. «Сцена, — читаем мы, — представляет собой дорогу, проле­ гающую между совершенно выжженными солнцем пашнями и лугами. Кругом ни де­ рева. На левой половине распряженная те­ лега и палая лошадь». Нельзя без волнения читать последние реплику и ремарку этой пьесы: «Мужик. Пойдем, Ваня! Эй, товарищи! Честные граждане! Помогите голодающим, кто чем может! (Сходят со сцены в публику для сбора)». Так театр двадцать первого года помо­ гал спасать голодающее Поволжье. Не часто приходится видеть произведе­ ния классиков русской литературы XIX ве­ ка, изданные под девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А именно так были изданы «Четыре одноактных пьесы по произведениям Салтыкова-Щедрина и Че­ хова» (Омск, 1921 год). Как бы в ответ на лжереволюционный призыв «сбросить классиков с корабля современности», в предисловии сказано: «В нашей дореволюционной художест­ венной литературе, основной чертой кото­ рой было искание правды и борьба за нее, есть целый ряд произведений, ярко рисую ­ щих темную и рабскую Россию прошлого... Часть этих произведений может быть ныне с успехом использована как художествен­ но-агитационный материал, резко и поучи­ тельно подчеркивающий контраст между старым и новым, между тем, что было, и тем, что будет». Конечно, современное ухо режут такие слова, как «использована» и «материал»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2