Сибирские огни, 1980, № 8
178 ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ свои дела, до сих пор корит себя за то, что избрал, как ему теперь кажется, непра вильную тактику. Однажды, в приливе от кровенности, он вслух говорит об этом Люсе: — «Мне бы за дочерью ее надо было поволочиться. Я этого не сообразил. Ты ведь сама мать, понимаешь. За дочерью стал бы ухаживать, хвалить ее, искать с ней встречи... Генеральша бы и клюнула». Что на это можно ответить? Только одно: человек дошед до последней стадии ма разма. И Люся, от души пожалев «деда», тем не менее выносит безжалостный приговор: «Совсем плохой стал. Скоро по мрет». И далее Г. Семенов, отбросив вся кие беллетристические условности, делает свое резюме: «Люся не ошибается, конечно. Анатолий Васильевич Рогов скоро должен умереть. На похороны придут его бывшие сослу живцы. Вполне вероятно, придут и бывшие жены с детьми, а может быть, даже и вну ки, хотя он никогда ничего не рассказывал Люсе об этих людях... На похороны придет, конечно, и Люся. Она уже теперь предчувствует свои слезы, которые ей трудно будет остановить, и она заранее думает о том, чтобы Ивана не бы ло рядом». Что тут еще можно прибавить после этих слов от автора? Как будто все поставлено на свои места, расставлены все точки над «¡». Но почему-то не чувством радости и гордости за человека, а напротив, скорбью и болью за поруганное человеческое до стоинство полнится сердце, когда дочиты ваешь этот рассказ. Да, честь и хвала Лю се, сохранившей на всю жизнь чувство любви и благодарности к человеку, столько сделавшему для нее. Но разве не было в Люсином романе с Роговым и чего-то пош ловатого, недостойного, несовместимого с этим высоким понятием — настоящая лю бовь? Ведь Люся стала любовницей Рогова уже после того, как вышла замуж и родила сына. И навещая «деда», она все время об манывала своего мужа, своего бесконечно доброго, наивного Ивана, Притом делала все это в открытую, прямо говоря, «что ездит проведывать дедушку. И муж и сын знали, как много хорошего сделал он для Люси, а потому Иван даже приветы ему слал. А однажды и сам появился у него в гостях, о чем Люся заранее договорилась с Роговым, решив, что настало время по знакомить их. Она без конца смеялась в этот вечер, и Рогов с задумчивой тревожной усмешкой поглядывал частенько на нее, как бы оста навливая многозначительным взглядом ее истерический какой-то смех. А Иван, который охмелел и которому Рогов явно понравился, говорил ему пьяно и дурашливо: — Вот так вот всё смеется и смеется. А чего смешного, никто не знает. Люсь, чего смешного-то? А она сама не знает. — Хороший характер, — осторожно под сказывал Рогов, впервые видящий Люсю та кой нервно-смешливой. — Вам повезло с женой. — Это да! Я тут ничего не м огу ска зать, — соглашался Иван, вызывая новый приступ смеха у жены». Читаешь эту сцену, и невольно вспоми нается крылатая фраза поэта: «Разве так суждено меж людей?». Нет, тут действи тельно многое не совмещается, не согла суется с нашими традиционными представ лениями о большой настоящей любви, о ее облагораживающей, возвышающей силе. Но именно это и придает сравнительно не большому по объему рассказу такую мно гомерность. Тут вам и трагедия, и мело драма, и анекдот. И Г. Семенов, прекрасно понимая, насколько сложен, неординарен описанный им случай, как бы предоставля ет полную волю читателю в проявлении своих чувств и симпатий. Хотите — плачьте, хотите — смейтесь, хотите — принимайте и оправдывайте Люсю, хотите — осуждай те. И думаю, что эту многозначительность нельзя воспринимать как отсутствие четкой авторской позиции. Ибо есть в литературе такие случаи, когда самой верной позици ей, самым справедливым авторским при говором является донесение до читателя всей правды. Что и сделал Георгий Семе нов, написав превосходный, умный и по- своему очень поучительный рассказ... И снова невольно вспоминаются тютчев ские строки, и снова дивишься их глубине и точности. Да, сейчас не те времена, когда человеку приходилось в жестокой борьбе отстаивать свое право на любовь, на личное счастье. Но любовь по-прежнему остается серьезным жизненным испытанием для каждого из нас. Это действительно «поеди нок роковой», когда проверяется истинная ценность человеческой личности. Естествен но, далеко не все выходят из этого поедин ка победителями — многие выходят опу стошенными, разочарованными, утративши ми веру в человека. А, как известно, от потери веры в человека до потери веры в человечество всего один шаг. И вот почему нашему обществу далеко не безразлично, чем заканчиваются многочисленные «роко вые поединки». Вот почему стоит всячески поддерживать и рекомендовать (особенно молодежи) такие произведения, где пред принимается попытка показать современ ную любовь во всей ее сложности, во всем многообразии ее проявлений. Ведь как бы там ни было, а такие романы, как «Утро, день, вечер» Ф. Колунцева и «Рай в шала ше...» Г. Башкировой, как рассказ Г. Семе нова, говорят об очень важном и сокровен ном — о том, что любовь действительно величайшее нравственное испытание. И притом неизбежное, роковое. «И поеди нок роковой». Вдумайтесь еще раз в глу бинный, пророческий смысл этих слов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2