Сибирские огни, 1980, № 8
«И ПОЕДИНОК РОКОВОЙ» 177 «...Факт нераздельного с женой сущест вования позволял ему (Денисову.— В. Ш.) действовать, не особенно задумываясь, во имя чего, собственно, вся эта круго верть. «Во имя чего» — это был Танин вклад в их семейную жизнь, он миролюбиво поз волял жене размышлять и осмысливать, со глашаясь при этом в реальной жизни дейст вовать за двоих. Как далека до сих пор Таня от понима ния этого простого факта! А может быть, накануне понимания, кто знает? А может, она никогда не простит Денисову, что он полжизни действовал за нее? Неизвестно! Но у Денисова, по-видимому, был все же свой секрет, иначе его поведение не по нять. Стоит принять его секрет как рабочую гипотезу: должно быть, втайне от себя он полагал, что у него особенная жена — лишь этим можно объяснить множество несходящихся друг с другом фактов». Тот же случай, что и у Ф. Колунцева, когда героев мы понимаем больше умом, чем се'рдцем. Ибо нет в подобного рода психологических этюдах того, что Л. Н. Толстой называл «заразительностью», — перед нами просто пояснения, своего рода аннотация к душевному состоянию героя в данную минуту— Ознакомившись с этими заметками, кто- нибудь из дотошных читателей непременно задаст такой вопрос: а не слишком ли тен денциозно, товарищ критик, толкуете вы со временную прозу? Неужели везде и всюду одни только разводы да размолвки? Не ужели современный человек навсегда утра тил такие качества, как верность, постоян ство, способность через всю жизнь проне сти чувство любви и привязанности? Разумеется, на эти и подобные им вопро сы следует ответить отрицательно. Разводы и семейные размолвки, при всей их много численности, отнюдь не означают, что сов ременный человек развратился до мозга костей, разучился любить и хранить вер ность до конца жизни. В этой связи мне бы хотелось привлечь внимание читателей к рассказу Георгия Семенова «Без шума и пыли» («Наш совре менник», 1978, № 9). Я не оговорился, ска зав «привлечь внимание», потому что тра диционного критического разбора в дан ном случае никак не получится. Рассказ Г. Семенова — одно из тех редких, осо бенно для нынешней прозы, произведений, внутри которого сокрыта какая-то тайна, за гадка (в этом смысле он — полная проти воположность абсолютно ясному, пункту альному роману Г. Башкировой). Причем самое интересное, что писатель на напуска ет никакой загадочности на свое сочине ние, не приправляет его никакой символи кой, не сообщает ему заведомо никакой многозначительности. Он просто рассказы вает один случай, одну житейскую историю. Некто Анатолий Васильевич Рогов, пяти десятилетний преуспевающий хозяйствен ник, облагодетельствовал однажды моло денькую девчушку, которая случайно за шла к нему в кабинет и спросила, насчет 1 2 С ибирские огни № 8 работы. Рогов, будучи в тог день в отлич ном расположении, взял ее к себе в сек ретарши, устроил в общежитии, прописал в Москве. А спустя какое-то время Люся стала любовницей Рогова, «не испытав при этом и капли сомнения или угрызения совести, словно какой-то стаоый долг ис полняла, смущаясь только оттого, что впер вые назвала Рогова просто по имени — Толей». Однако это оказался вовсе не тот триви альный «служебный роман» между пожи лым начальником и молодой секретаршей, который обычно заканчивается, как только один из любовников меняет место работы. Люся по-настоящему полюбила человека чуть не вдвое старше ее, и не просто по любила, а сохранила к Рогову на всю жизнь чувство благодарности за все доброе, что он ей сделал. И в какие бы административ ные передряги ни попадал Рогов, какие бы неприятности ни сваливались на его голо ву, Люся всегда была рядом с ним. Даже когда Рогов окончательно покатился вниз, пересчитав собственными боками все сту пеньки пресловутой служебной лестницы, когда от него презрительно отвернулись все его надежные, выращенные им кад ры, — Люся не бросила своего благодете ля. И вот финал — неизбежный, неумоли мый финал этого более чем странного ро мана: 8 седьмом часу вечера к нему приходит грузная, расплывшаяся женщина с хозяй ственной сумкой и, не раздеваясь, прохо дит к окну и распахивает его. В комнате душно. Нестерпимо пахнет ста ростью и грязным бельем. На столе окра шенные чаем сухие чашки и заскорузлые корки сыра. На старой газете черствый хлеб. И лишь пирожные в картонке сочно лоснятся кремами. Женщина е материнской заботливостью целует старика в сухой лоб, отстраняет от себя его дрожащие руки, говорит, как больному: — Ни к чему, дед. Сиди спокойно. У женщины очень толстые, болезненно отечные ноги с заметной «коровинкой», с той иксообразностью, которая делает ее походку тяжелой и неуклюжей: слышно в шаге, как трутся друг о друж ку капроно вые чулки. — Солнышко мое пришло, — мямлит старик, истекая слезной улыбкой. — А я пирожных купил». Не правда ли, какая трогательная история о безграничной женской любви и предан ности. Так и кажется, что автор вот-вот и сам прольет умилительные слезы, дописы вая последнюю страницу этой истории. Не тут-то было. Г. Семенов мастерски перево дит повествование совсем в другую то нальность — и сентиментальный налет ми гом улетучивается. Дело в том, что в не давнем прошлом Рогов, еще будучи «при месте», предпринял попытку жениться на генеральской вдове — владелице огромной дачи. Предприятие это провалилось са мым постыдным образом, и Рогов до сих пор переживает, что упустил та кую отличную возможность поправить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2