Сибирские огни, 1980, № 8
1Тб ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ жила пору обожания и поклонения Цвет кову. Она уже не годилась на роль при лежной ученицы и слушательницы, потому что сама уже была способна сказать нечто. Г. Башкирова совсем не напрасно приво дит в одной из глав великолепный, пора жающий глубиной мысли и оригиналь ностью суждений отрывок из научной работы своей героини, отрывок, свидетель ствующий о том, что Таня становится серь езным ученым. Невероятно, но факт: как только разница интеллектуальных потенци алов у Цветкова и Тани становится близкой нулю, от их былой дружбы и взаимной симпатии не остается и следа. И не случай но в коротком эпилоге автор сообщает, что женой Цветкова стала его аспирантка Нонна, которая давно поняла, что Костя больше всего нуждается в «обожании, ухо де и признании», и обеспечила и «уход и пьедестал». Как видим, ни талантливый физик Дени сов, не блестящий эрудит-лирик Цветков не поняли Таню. Им нужна была «ручная» Таня, хорошая, послушная, обаятельная хо зяйка дома, которая бы полностью подчи нила свою жизнь их интересам. Но Таня не захотела, можно даже сказать, принци пиально не захотела «растворять» себя ни( в экспериментах Денисова, ни в идеях Цветкова. Она прекрасно поняла: от тако го «растворения» будет слишком большой, слишком горький осадок... В романе Г. Башкировой прямо и честно ставится, вопрос: счастлива ли современ ная женщина, добившаяся того, о чем так мечтали лучшие умы прошлого столетия,— эмансипации, полного равноправия с м уж чиной? Но прежде писательница пытается выяснить: а что же нам следует понимать под этим словом — эмансипация? Вопрос не такой уж наивный, ибо проблема жен ской эмансипации, точнее сказать, ее пос ледствий стала в настоящее время одной из. самых волнующих, тревожащих умы и сердца многих людей. А тревогу здесь вы зывает прежде всего то, что к вопросу о равноправии женщины нередко подходят слишком однобоко, примитивно. Одни рас суждают почти так же, как разглагольство вал в свое время небезызвестный Андрей Семенович Лебезятников из романа Дос тоевского «Преступление и наказание». Помните, как в ответ на ехидную реплику Лужина, что Лебезятников поступил вопре ки своим убеждениям, отколотив несчаст ную Катерину Ивановну,— этот «прогрес сист» разражатся целой тирадой насчет «женского» вопроса: «...если уж принято; что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство». А раз равенство, рассуждают наши современные Лебезятниковы, то зачем, к примеру, усту пать женщине место в трамвае, зачем изви няться перед ней, если ненароком толкнешь ее. Раз женщина «равна мужчине во всем, даже в силе» — можно ее и на трактор по садить, и дать ей в руки кувалду, чтобы шла забивать костыли в шпалы... Другие — сторонники чуткого, гуманного отношения к женщине как к слабому полу — разуме ют под эмансипацией и равноправием со вместное с женой мытье посуды и полоз, видя в этом честном разделении домаш него труда полную гарантию семейного счастья. Однако сводить проблему эманси пации лишь к кухонным проблемам — зна чит опошлять самое суть этого высокого понятия, идею которого вынашивали и за претворение в жизнь которого боролись великие русские революционеры-демо краты. И Г. Башкирова полностью права, ратуя не за формальное равноправие, а за истинное уважение к женщине — как к человеку, способному быть и ученым, и философом, наконец, просто самостоя тельной личностью. Вместе с тем писатель ница видит и издержки такой' эмансипации, когда женщина в погоне за служебным престижем и независимостью стремится полностью освободить себя от «оков бы та», от обязанностей перед семьей и деть ми. Не случайно в уста одинокой Веры Владимировны, Таниной сослуживицы, вло жена полная боли и горечи реплика: «...жизнь без близких лишена смысла!» Не случайно в конце романа сама Таня с горь кой иронией говорит о так называемых «новых формах личной жизни»: «— Ты заметь, появляется все больше возможностей для... интимного общения мужчины и женщины, законные, в рабо чем, так сказать, порядке совместные ра дости... Брак не обязателен — словом, рай в шалаше... Шалаш не из веток, а из тези сов и докладных записок. Рай из чая в бу фете, бутылок вина в соседней забегалов ке, оглаживаний по пути домой. Чудный шалаш, удобный рай. Древние понятия о подобном рае не имели. А говорят еще — потерянный рай! Не потерянный — обре тенный! Подумай сам: не тысячи общих но ч е й — тысячи чашек кофе за приятной бе седой, как мило, как легко! В некотором смысле — самая прочная семья, рай, о ко тором веками мечтало человечество. В по добной семье нет проблем, ибо она осво бождена от скучного быта». Спору нет, умный, по-настоящему злобо дневный роман написала Г. Башкирова. Только вот читается этот роман без особо го волнения — так, как читается хорошая умная статья или популярно написанный ученый трактат. Да, собственно, «Рай в ша лаше...» вполне можно назвать романом- трактатом — настолько тщательно исследо ваны, проанализированы, рассмотрены с разных точек зрения поднятые в нем проб лемы, настолько все здесь взвешено, уч тено, разложено по пунктам. Отсюда — обилие монологов, споров, пространных от ступлений, многие из которых носят откро венно назидательный характер, отдают го лой публицистикой. Но, как известно, пуб лицистика и назидательность — далеко не самые надежные союзники писателя в осу ществлении его творческих намерений. Элемент рассудочности сильно дает о себе знать и при изображении сложных ду шевных состояний героев. Вот, к примеру, как переживает Таня очередную «тихую ссо ру» с мужем, пытаясь понять причины их разлада.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2