Сибирские огни, 1980, № 8
174 ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ Но, как бы там ни было, а на вопрос, по чему Димов охладел к своей Веронике, ав тор отвечает достаточно исчерпывающе и в то же время отнюдь не прямолинейно. Во-первых, перед нами здесь тот самый случай, когда женщина оказалась жертвой собственной любви. Полюбив Димова и выйдя за него замуж, она отныне стала как бы его частицей, его вторым «я» и при этом... потеряла свое «я». «Полное едине ние» как идеал семейного счастья, к кото рому Вероника так стремилась, привело к тому, что она обезличила себя, утратила именно то, за что и полюбил ее когда-то Димов. К тому же, отдав всю себя без ос татка семье, Вероника допустила еще один промах, а именно: позволила м уж у принес ти на алтарь семейного благополучия и свою жертву. Притом жертву немалую. Когда у Димовых родился сын, принесший, как то всегда бывает в молодых семьях, немалые дополнительные заботы и хлопо ты, Андрей Александрович решил уйти из аспирантуры и поступить на работу в изда тельство. И Вероника посчитала этот шаг самым разумным («Для нее в то время ка залось нелепой, чудовищной сама поста новка вопроса: что важней — духоборские псалмы и солдатские частушки прошлого века или ребенок, новая жизнь?»). Однако она не учла одного существенного момен та — ведь дело тут было не в диссертации, а совсем в другом. Забросив свои науч ные занятия, Димов по сути лишил себя возможности расти духовно, лишился того «единственно важного дела», которому мог посвятить всю свою жизнь. А для него, че ловека далеко не бесталанного, жить без большого дела, не имея перед собой ни. какой высокой цели, значило жить впустую. Известно: при малоподвижном образе жиз ни, при отсутствии достаточных физиче ских нагрузок человек быстро дряхлеет. Но бывает, люди освобождают себя и от высоких умственных нагрузок. В этом слу чае наступает духовная гиподинамия — яв ление не менее опасное, чем преждевре менный склероз и гипертония. И почтен ный Андрей Александрович Димов — живой, наглядный пример тому. Это имен но к нему относятся слова Вероникиной сослуживицы Варвары: «Они, мужчины-то, как дети. До седых волос, до скончания века, пока есть силы, играют во всякие свои игры». Сказано не только с юмором, но и очень умно и прозорливо. Ведь действительно понятие «большой ребенок», обычно при лагаемое к людям не от мира сего, одер жимым какой-либо идеей и не обращаю щим внимания на разные житейские мело чи, может иметь и другой смысл. Ибо есть и «большие дети» типа Димова — люди, которые, не сумев или не захотев посвя тить себя серьезному делу, обратили все свои способности на «игры», на пустые раз влечения... И не здесь ли следует искать объяснения случившемуся? Не является ли последняя любовь Димова, закончившаяся столь плачевно для нашего героя, послед ним актом его человеческой драмы, кото рую с полным основанием можно опреде лить так — драма несостоявшейся личнос ти? А это, согласитесь, нечто более серь езное, нежели просто история одного се мейного разлада... М ож но здесь, конечно, сделать оговорку, что Ф. Колунцев не открыл «своего» ге роя — его Димов в сущности лишь допол няет галерею обывателей-интеллектуалов Ю. Трифонова. Но он зато открыл еще од ну грань в характере этого героя, показал его поразительную способность мимикри ровать, его умение принимать красивые позы страдающего человека, взывать к со чувствию и соучастию. И это тем более по хвально, что автор заведомо не ставил се бе никаких обличительных путей, не возво дил никаких позорных столбов. Избрав для себя роль скромного летописца истории одной семьи, он сумел поднять эту исто рию на уровень серьезного художествен ного исследования, сумел блестяще пока зать, сколь тесно и прочно личная жизнь современного человека связана с жизнью общества и насколько губительна для него всякого рода «самоизоляция», стремление жить только своими сокровенными интере сами и тайнами. Героиня романа Галины Башкировой «Рай в шалаше, или Татьянин день» («Звез да», 1979, N5 1— 2) поначалу может нам по казаться счастливейшей из женщин. Во всяком случае, бедная Вероника Димова выглядит рядом с Таней Денисовой прямо- таки обездоленной Золушкой, настолько у Тани в семье все налажено, благоустроено, настолько все в доме Денисовых, что назы вается, на' уровне мировых стандартов. Но, увы, в том-то и вся беда, что нет таких стан дартов, таких эталонов, которые бы удосто веряли и гарантировали полную супруже скую гармонию, полное семейное счастье. И тут надо сразу отдать должное Г. Башки ровой, которая, как и Ф. Колунцев, пытает ся до конца выяснить причины, истоки се мейного разлада Денисовых. Причем автор берет тот редкий случай, когда внеш не все вроде бы обстоит благополучно, когда совершенно отсутствуют «традицион ные» поводы для разрыва супружеских от ношений. «Поединок роковой» между Та ней и ее мужем — это действительно чест ный поединок, без всяких «запрещенных приемов», без измен и пошлых адюльте ров. И Таня, и Валентин— - люди вполне по рядочные, ничем не запятнавшие себя за долгие годы совместной жизни. За Таней, правда, усиленно ухаживает ее научный наставник профессор Цветков, но это очень сложные отношения (к ним мы еще вер немся), никак не укладывающиеся в рамки пресловутого треугольника. Ничем абсо лютно не компрометирует себя, как супруг, и Валентин Петрович Денисов, хотя воз можностей и соблазнов у него больше чем достаточно. Денисов умен, красив, пре красно сложен. Когда, хрустя своей д оро гой импортной курткой, он входит в какой- нибудь магазин, девчонки-продавщицы так и замирают на месте. «Бородатый, импорт но-кожаный Денисов появлялся у прилав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2