Сибирские огни, 1980, № 8
«И ПОЕДИНОК р о к о в о й » 173 Любопытно, что во всех упомянутых п р о . »»ведениях в неблаговидной роли «разру шителей» выступают женщины. Однако это вовсе не значит, будто сильный пол в по следнее время больше тяготеет к посто янству. Увы... М ож но привести немало и таких произведений, где амплуа изменни ка, подонка доверяется исключительно мужчинам. Стопроцентным негодяем вы глядит, к примеру, главный герой повести Г. Ш ерговой «Заколоченные дачи» («Новый мир», 1978, № 3), чья подлость и цинизм фактически и стали причиной смерти его жены. Едва не кончает с собой героиня «Дневника Леночки Сосновской» А. Лой («Сибирские огни», 1978, № 8) — и опять же потому, что ОН оказался подлецом, раз вратником. Не хочу, чтобы меня поняли превратно: я отнюдь не склонен перечеркивать назван ные повести, в каждой из которых, несом ненно, есть свои достоинства, свои привле кательные качества. Просто в данном слу чае меня тревожит одна общая черта, присущая всем этим произведениям. А именно — прямолинейный, я бы даже сказал, сугубо прокурорский, подход к се мейным конфликтам и любовным колли зиям. Герои здесь четко делятся на истцов и ответчиков с непременным признанием полной вины за вторыми и полным оправ данием первых. И невольно ловишь себя на мысли: а не является ли такая катего ричность и безапелляционность при выне сении «приговоров» в некотором роде ухо дом от сложных нравственно-психологиче ских проблем? Ведь в жизни-то, действи тельно, все много сложнее, запутаннее, загадочнее... И кому, как не писателям, вникнуть поглубже в эти тонкости и слож ности, раскрыть эту мудреную , таинствен ную диалектику «рокового единения»?.. Впрочем, тут есть смысл обратиться еще к ряду произведений последних лет. Ситуация, положенная в основу романа Федора Колунцева «Утро, день, вечер» («Октябрь», 1977, № 7— 8), кажется, на первый взгляд, очень знакомой, едва ли не затасканной. Солидный семейный человек увлекся девицей вдвое младше его, увлек ся, совершенно забыв, точнее даже ска зать, предав все то хорошее, светлое, что было у него в отношениях с женой. Каза лось бы, сама логика подсказывала автору сделать из Андрея Александровича Димо- ва классический объект разоблачения, вы смеять, высрамить этого великовозрастного ловеласа. Тем более, что умная, добрая, обаятельная Вероника, жена Димова,— не чета тем женам-мегерам, каких мы увиде ли в повестях Ю . Рожицына и Н. Сизова. Слов нет, заманчиво и поучительно было бы показать, как герой постепенно мель чает, опускается, опошляется — и оказыва ется в итоге в полной изоляции, у разбито го корыта, теряет все и вся. Но... в этом случае мы бы имели еще одну житейскую мелодраму, либо еще один семейно-быто вой водевильчик «а тему «седина в боро д у — бес в ребро». И хорошо, что автор не польстился на этот «беспроигрышный» сюжетный ход, не погнался за дешевой назидательностью, а избрал путь, пожалуй, наиболее трудный. Ф. Колунцев решил провести, что назы вается, тщательное дознание, докопаться до самых глубин, до самых первопричин семейной драмы Димовых. Стараясь быть предельно объективным, автор вначале недвусмысленно дает нам понять: первый акт этой драмы написан Андреем Алек сандровичем Димовым без всякого соав торства. Потому что именно он, Димов, нарушил супружескую верность, завел любовницу, стал подолгу задерживаться вечерами... Однако Ф. Колунцев тут же дает нам понять и другое; Димов — от нюдь не легкомысленный человек, его никак не причислишь к тем седовласым жуирам, у которых привычка скользить взглядом по женским округлостям стала чуть ли не второй натурой. Во всяком случае, заводя роман с Олей, он прекрас- но знал, на что идет, знал, что его «любовь последняя» будет не столько источником радостей, сколько причиной безмерных страданий, что расплачиваться потом за все «придется долго, может быть, всю оставшуюся жизнь». И тем не менее Ди мов решил принести в жертву все, чтобы еще раз пережить ни с чем не сравнимое чувство всепоглощающей любви, «чтобы попасть в полную и безоговорочную зави симость от этой вздорной девчонки, от того, сияют ли ее глаза радостью или источают злобу». Стало быть, невольно возникает тут вопрос, увлечению Димова предшествовало его охлаждение к жене? Но чем тогда оно было вызвано? Что ж, Ф. Колунцев не обходит и этого весьма щепетильного вопроса. Правда, здесь сра зу следует заметить, что в своем «дозна нии» автор охотнее прибегает к логике, а не к психологии. Вот почему п орою слож ные душевные состояния героев получают сугубо умозрительное толкование. «Он осторожно гладил теплые от солнца волосы Оли, смотрел в ее преданные, на полненные тревогой и все-таки молодо блестевшие глаза и старался придать свое му лицу беззаботное выражение. Любовь, думал он, естественное состояние душй. Человеческие чувства шире тех рамок, ко торые люди придумали для них. Веронике нужна любовь, ставшая бытом. И она пра ва. Потому что для каждого возраста есть своя любовь. И неумолимому времени безразлично, что он, Димов, покусился на любовь, на которую уже не имел права. Оно безжалостно швырнет его назад. А может, он уже отброшен назад и только еще не знает об этом». Все понятно, все здесь прекрасно разъ яснено, со всем можно согласиться — только это согласие разума при полном молчании сердца. Редко удается автору достигнуть такого эффекта, когда мы, чи татели, проникаемся теми же чувствами и потрясениями, что и герои, когда у НАС пульс бьется с той же частотой, что и у НИХ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2