Сибирские огни, 1980, № 8
172 ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ двух сердец. Вот что он писал в одном из своих стихотворений: Лю бовь, лю бовь — гласит п р едан ье — С ою з душ и с душ ой родн ой —■. Их съ ед и н ен ь е, соч етан ье, И р ок овое и х слиянье, И... п оеди н ок роковой... Эти тютчевские строки как нельзя лучше очерчивают границы нашего разговора. В самом деле, давайте возьмем несколько произведений современной прозы, так или иначе обращенных к «делам семей ным, делам сердечным», и посмотрим, как все это происходит, почему, вследствие каких причин союз двух начинает распа даться, переходить во вражду, в «поеди нок роковой». Хирургу Борису Николаевичу Тетерину из повести «...Исцелися сам» Ю рия Рожицына («Простор», (978, № 10) приходится в буквальном смысле слова вести борьбу на два фронта, «стреляться» почти одновре менно на двух поединках — дома и на службе. На работе, в областной больнице, где Тетерин заведует травматологическим отделением, у него серьезный конфликт с профессором, замшелым ретроградом , не признающим новых радикальных методов лечения и тем самым причиняющим не нужные, излишние страдания десяткам больных. В семье еще хуже: Борис Нико лаевич и его жена Альбина Ивановна фак тически лишь сосуществуют под одной крышей — исключительно ради детей. Ни супружеской, ни элементарной человече ской близости у них давно нет и в поми н е — одно лишь «видимое благополучие», которое «маскирует вражду и ненависть». «Форма сохранилась, а содержание выго рело, испепелилось». Положение нешуточное, и заинтригован ный читатель, естественно, ждет, что автор даст ему возможность поглубже вникнуть в суть семейной драмы Тетериных, как-то объяснит, почему у них все так получилось. И автор тут же все объясняет, да так убе дительно и исчерпывающе, что у нас не остается никаких неясностей, никаких воп росов. Во-первых, как выясняется, Альбина Ивановна выросла в обеспеченной гене ральской семье, где вся «грязная работа по дому ложилась на плечи прислуги». По сему с самых же первых дней совместной жизни Тетерину пришлось стать и кухар кой, и прачкой, и поломойкой. Ко всему прочему Альбина Ивановна оказалась еще и женщиной с запросами: ей нужна была и просторная квартира, и роскошная ме бель, и деньги — и притом неважно, каким путем все это будет добыто. Вот почему она так открыто презирает мужа, который из-за своей принципиальности не сумел сделать блестящей карьеры, а только на жил врагов. Вот почему она называет его не иначе, как «вахлак пореченский», «не счастный приготовишка», «чалдон желто ротый». Одним словом, перед нами сущая меге р а — злая, жадная, циничная, которую да же и женщиной-то трудно назвать. И стоит ли удивляться тому, что Борис Николаевич давно разлюбил ее и завел роман с мед сестрой Розой, которая по своим мораль ным качествам, конечно же, полная проти воположность жене-мещанке. На два фронта ведет борьбу и Анатолий Федорович Стрижов — глазный герой по вести Н. Сизова «Конфликт в Приозерске» («Москва», 1978, № 10). Этот талантливый архитектор выступает один против всей «верхушки» НИИ, пытающейся протащить халтурный проект застройки левобережной части города. Причем, воюя с ретрограда ми, Стрижов, точно так же, как и его со брат по несчастью Тетерин, не имеет проч ного «тыла». Его жена Полина не видит никакого смысла в этом «бунтарстве». Она пытается образумить своего Анику-воина, примирить его с «сильными мира», от ко торых зависит и получение квартиры, и продвижение по службе. И когда все по пытки омещанить мужа вдребезги разбива ются о его принципиальность и непримири мость, Полина уходит к другом у — к пре успевающему архитектору Глебу Круглому, у которого есть и квартира, и дача, и авто машина, и который к тому же умеет гото вить велоколепные шашлыки... Тоже вполне убедительно и предельно ясно: жена-тря- пичница, «материалистка», не достойная даже ногтя своего мужа-подвижника... * Примеров, когда союз двух рушится по тому, что один оказывается человеком мелким, подленьким, недостойным,— при меров таких в нашей литературе предо статочно. И это относится не только к людям, состоящим в браке. Студент-выпускник Коля, один из геро ев повести Владимира Монастырева «Ах, дети, дети...» («Дон», 1979, № 1), готовится одновременно с получением диплома оформить и свои отношения с девушкой, которую давно любит. Как вдруг происхо дит нечто неожиданное. Выясняется, что мать Коли сама собирается выйти замуж за друга юности Петра Петровича. Колины сестры, сами уже матери семейств, выска зываются против этого «легкомысленно го», с их точки зрения, поступка, но делают это из соображений мелких, корыстных — из боязни потерять даровую няньку и стря пуху. На их сторону решительно становит ся и Жека — Колина невеста; только в от личие от «деликатных» сестер, выражаю щих свое недовольство за глаза, она прямо заявляет: «...все вы трусы и боитесь ска зать, что не желаете этого брака, хотите, чтобы он расстроился...». И в ответ на реп лику: «А ты дрянь, Жека» — вся взрывает ся, «...— Жека — дрянь! А они? — Она обве ла рукой присутствующих,— Они цацы? Весь день стонут: «Ах, как это плохо, что наша ма выходит замуж! Ах, как нам будет неудобно!» Стонут и перешептываются. И никто пальцем не ударил, чтобы расстро ить это дело. Хотели, да не осмеливаются. А я вслух сказала». Естественно, после такого беспардонного самораздевания Коле становится ясным, что собой представляет на самом деле его невеста...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2