Сибирские огни, 1980, № 8
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРПВЕДЕНИЕ Владимир Шапошников «И ПОЕДИНОК РОКОВОЙ» Читатели, хорошо знакомые с современ ной прозой последних лет, видимо, обра тили уже внимание на одну ее особен ность. Почти в каждом произведении, вне зависимости от того, какую сферу жизни оно отображает, есть обязатель ная семейная (любовная) драма. Казалось бы, ничто не ново под луной: и семейные разлады, и измены, и убийства, и само убийства на почве ревности,— все это нам давно знакомо по сотням, если не тысячам произведений. Однако из этого никоим образом не следует, что данную тему пора свертывать. И не только потому, что тема эта, по сути, неисчерпаема. Дело тут совсем в другом : так называемые любов ные драмы всегда несут на себе отблеск времени, всегда таят в себе важные об щественные проблемы, на первый взгляд, очень далекие от интимной человеческой жизни. Вспомним хотя бы, как великолепно была истолкована Чернышевским именно в социальном плане тургеневская «Ася». И коль речь зашла о классике, хочется сразу обратить внимание вот на какой мо мент. В свое время, сидя на школьной скамье, мы узнали немало драматических любовных историй. «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Гроза», «Бесприданни ца», «Идиот»,— в каждом из этих произве дений страницы любви занимали далеко не последнее место, и в каждом заключитель ная страница была, как правило, самой пе чальной, Однако там, в этих классических любовных драмах, все было ясно, .там, грубо говоря, было на кого «валить». Ро мео и Джульетта погибли из-за вражды двух феодальных кланов, Катерину сжило со света «темное царство», в самоубийстве Анны Карениной во многом повинны услов ности высшего света и т. д. и т. п. И тут возникает вопрос: чу а сейчас, в наше время, когда нет ни феодальных распрей, ни «темных царств», ни светских «правил приличия», которые в сущности мало чем отличались от домостроевских канонов, когда женщина полностью урав нена в правах с мужчиной, когда сущест вует целый ряд гуманных законов, охраня ющих семью и материнство,— почему сей час происходят многочисленные семейные и любовные драмы со всеми вытекающими последствиями, вплоть до самых тяжелых, непоправимых? Право, есть тут над чем серьезно задуматься, есть куда нацелить перо современным писателям. И, прямо скажем, им, нынешним, гораздо труднее, чем их старшим коллегам, их предшест венникам. Допустим, автору «Грозы» очень просто было обосновать и объяснить, по чему Катерина нарушила супружеский долг: ее, по обычаям того времени, выда ли замуж не по любви, а по настоянию ро дителей, и естественно, когда ей встретил ся близкий по душе человек, она со всей страстью впервые полюбившей женщины отдалась своему чувству... Сейчас насильно никого замуж не выдают и не женят. Так почему же тогда, спрашивается, столько неудачных браков и разбитых семей, отку да тогда берутся неверные жены и мужья- изменники? Й почему вообще любовь не редко не выдерживает первого же серьез ного испытания, почему люди, еще недавно клявшиеся в любви и верности, вдруг охладевают один к другому, а порой даже становятся врагами? Впрочем, этот вопрос мучил и классиков, которые прекрасно понимали, что кроме внешних (социальных, как мы их называем) причин есть и немало причин внутренних, сокрытых в самых заповедных тайниках д у ши человеческой. Еще более ста лет назад ЙЗ. И. Тютчев гениально заметил, что лю б о в ь — это не только союз, но и борьба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2