Сибирские огни, 1980, № 8
170 * •к * Бурно развивалась экономическая и куль турная жизнь Сибири после очищения ее от колчаковских банд. Накопленная веками и пребывавшая в оковах самодержавия духовная сила народа вырвалась вулканом. Во всех деревнях закипела творческая ра бота: возникали самодеятельные театры, хоры, шумовые оркестры, выпускались Стенгазеты. Появились и «самосочинители» пьес и стихов. Люди недоедали, ходили в отрепьях, но всей душой рвались к куль туре. Это кипение достаточно полно отра жалось в стенной печати. В «Майском утре» стенгазеты выходили часто, широченными, многоколонными полотнищами со статьями, рассказами, рисунками, фельетонами и прочими интересными материалами. На районных выставках наши газеты неизменно получали первые премии и оставлялись в Народном доме в качестве образцовых. В начале 30-х годов в ШКМ у нас рабо тали уже четыре педагога. Один из них, Г. И. Скворцов, отлично рисовал. Помимо стенной, мы с ним организовали сатириче скую световую газету. Тексты для нее пи сали все, кто хотел, а Скворцов и я приду мывали рисунки и делали их на стеклянных пластинках. При помощи «волшебного фо наря» показывали световую газету и в по селке, и в полевых станах. Она имела боль шой успех. Лучшие стенгазеты коммуны побывали на выставке в Москве. Лет пять кряду воз лекций и бесед в коммуне тащил один я. А дальше в него впряглись и хорошо грамотные члены ее: В. А. Титов, П. С. Зубков, И. А. Носов, сек ретарь комячейки И. Ф. Корляков, полевод Ф. 3. Бочаров, животновод М. Т. Бочарова, пчеловод П. И. Титов, механик Е. С. Блинов, женорганизаторы А. С. Титова и М. Т. Ш и- тикова, фельдшер Й. В. Дудко, врач Б. П. Боржек, зоотехник Н. П. Бердов, руководи тель кружка безбожников Д. С. Шитиков, бухгалтер М. Ф. Крюков, птицевод А. С. Носова, садовод-огородник А. И. Ковалев, ветеринарный врач П. И. Чарун, агрономы А. П. Кузнецов и С. М. Бруновский, учителя Г. И. Скворцов и А. И, Зуйка. Приезжавшие к нам политработники, спе циалисты сельского хозяйства, экономисты, биологи, врачи (бригада из Томского уни верситета), этнографы, журналисты, писа тели, художники непременно проводили лекции и беседы, читали свои произведе ния. Беспрерывно в коммуну приезжали экс курсии колхозников и единоличников из дальних районов Алтая, из Томска и Став рополья. Посетили ее курсанты Барнауль ской партийной школы и иностранные слу шатели Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). Все, кто бывал в «Майском утре», воочию убеждались во всестороннем пре имуществе колхозной жизни перед едино личной. Крестьяне все чаще и чаще обра щались к нам с просьбами — принять их де тей в коммунарскую школу. Мы принимали. Учили. Добровольный приток новых членов увеличивался. Слившись с коммуной «Про буждение», «Майское утро» выросло в са мый мощный колхоз Барнаульского округа, насчитывало до пятисот трудоспособных членов. Своим примером коммуна оказы вала большое влияние на окружающее на селение. Коммунары принимали самое ак тивное участие в проведении сплошной коллективизации, призывали крестьян орга низовывать колхозы. И опять хлынул к нам поток заявлений о приеме в коммуну. Ста рые ее члены, помня горький урок 1921 го да, пытались ограничить «расширение». Они знали вред гигантомании. Но эти попытки расценивались иными руководителями как саботаж и срыв планов сплошной коллекти визации. В итоге «Майское утро» разбух ло до пяти тысяч членов. На беду в этот ответственный и драматический момент ру ководство организацией сменилось, так как бывшие опытные председатели были посланы на работу в другие места. Окон чившего Омский институт сельского хозяй ства П. С. Зубкова назначили директором крупнейшего на Алтае животноводческого совхоза. И. А. Носова забрали в окружной колхозсоюз. В. А. Титова направили в Ко- сихинский райколхозсоюз. Ставшее многоотраслевым, территориаль но разбросанным, хозяйство колхоза-гиган- * та оказалось неуправляемым. На его по ложении сказалась и частнособственниче ская психология вчерашних единоличников, неискренне вошедших в коммуну. Голосов коренных коммунаров — энтузиастов, глубо ко преданных делу коллективизма и рабо тавших самозабвенно, никто уже не слушал. Да и объективные причины способствовали распаду коммуны — в условиях сплошной коллективизации эта форма хозяйства ока залась преждевременной. В 1934 году «Майское утро» слили с ар телью «Завет Ильича» в Глушинке. Ком муна превратилась в отделение этого кол хоза... Несмотря на сравнительно короткий срок жизни коммуны, история ее поучи тельна. Сознательные крестьяне села Верх- Жилинского, по призыву В. И. Ленина, до бровольно объединили свои хозяйства в коммуне, выстояли в жестокой борьбе с разрухой, бандитизмом и голодом в нача ле 20-х годов, создали образцовое коллек тивное хозяйство. Полезен и в наши дни опыт организации массовой культурно-просветительной рабо ты «Майского утра». Коммуна была истин ным светочем культуры на селе. _______________ АДРИАН ТОПОРОВ ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2