Сибирские огни, 1980, № 8
С В Е ТО Ч с е л ь с к о й к у л ь т у р ы 169 ходом сплошной коллективизации. В состав ее входил и Борис Леонтьевич. Пребывание его в коммуне совпало с подготовкой постановки комедии «Недоросль». А за два дня до объявленного спектакля тяжело за болел Алексей Абрамович Зайцев, которо му была поручена роль немца-учителя Вральмана. Спектаклю грозил срыв. Меж ду тем афиши о нем уже висели в несколь ких селах района. Тут-то и выручил нас гость. — Знаете что, Адриан Митрофанович,— сказал он мне,— давайте-ка я попробую сыграть Вральмана. Предложение обрадовало меня. Мы за сели за пишущую машинку. Он диктовал мне текст роли Вральмана, я печатал. Це лую ночь я «режиссировал», а Борис Ле онтьевич репетировал. Обладая крепкой памятью, он за четыре «прохода» выучил роль наизусть. Сообща мы придумали ми зансцены, жесты, мимику, интонации реп лик и монологов. Изобретательность писа теля изумляла, и я радостно учился у него. Вечером следующего дня шла генераль ная репетиция в гриме и костюмах. Борис Леонтьевич не только сам неузнаваемо преобразился в уморительного Вральмана, но и помог найти весьма характерный грим всем персонажам комедии. А когда на спектакле он разговаривал с партнерами, коверкая русскую речь, но искусно де лая ее понятной зрителю, в зале стоял беспрерывный смех. Партнеры Бориса Леонтьевича тоже давились от смеха и едва произносили свои реплики, особенно в конце третьего акта, в сцене расправы Ку- тейкина и Цифиркина с ненавистным Враль маном. Сидя в суфлерской будке и лю буясь игрой писателя, я порой забывал даже подавать актерам слова их ролей. Горбатов сумел сразу войти в души ком мунаров. После спектакля актеры и зрите ли обступили его и горячо благодарили. А простодушная и порывистая бабушка Ан на Прохоровна Бочарова пробилась к нему и попросила: — Сынок, дай я тебя поцелую! И под дружные аплодисменты чмокнула его в щеку. Работая с Борисом Леонтьевичем над ролью Вральмана, восхищаясь его сцени ческими выдумками, я не сомневался, что он прошел добрую театральную выучку, не иначе. — Откуда у вас такое знание сцены?! — спросил я его.— Уж не из студии ли Стани славского? Он добродушно улыбнулся: — В студии Станиславского не был, но в актерском мире потерся изрядно. О том, что Борис Леонтьевич страстно любил театр, я через тридцать лет с лиш ком узнал из достоверного источника. Мне удалось по переписке познакомиться с дру гом юности писателя — Александрой Пет ровной Ефремовой, с которой он делился своими творческими замыслами. «Память у Горбатова была поистине необыкновен ной, особенно зрительная,— рассказала она мне в одном из писем.— Театр он лю бил самозабвенно. Быть может, вы не зна ете, что отец Бориса Леонтьевича был те атральным парикмахером. Сам Борис начал выступать во взрослых спектаклях еще малышом. В школьных постановках он был неизменным участником. Сам писал пьесы, сам в них играл. Часто публично читал свои стихи. Любил гримировать участ ников...» Среди большого количества писем Гор батова, хранящихся в личном архиве Алек сандры Петровны Ефремовой, оказалось и письмо, посланное им из «Майского утра». С ее разрешения привожу выдержку из этого письма: «Коммуна «Майское утро». 15.1.1930 г. ...Почта сюда приходит два раза в неде лю... Это — та самая коммуна, крестьяне которой критиковали художественную ли тературу (помнишь? читала?). Очень много хорошего, интересного...» Некоторые свои впечатления о том «хо рошем и интересном», что увидел у нас Борис Леонтьевич, он описал в появившем ся 3 февраля 1930 года на страницах «Прав ды» большом очерке «Великое переобору дование людей». С волнением перечитал я недавно этот очерк, найденный и при сланный мне Библиотекой СССР имени В. И, Ленина. В подзаголовке к очерку сто яло: «Глушинцы и коммунары». Писатель сопоставлял «Майское утро» с соседней деревней Глушинкой. «Глушинка,— писал он,— имя сборное и нарицательное. Расейское или сибирское, украинское или уральское, всякое село, где домишки худые, а заборы и ставни на ок нах крепче крепкого; где межи священны; где колья ограды — воинственны; где спать ложатся зимой в восемь вечера, предварительно обойдя со свечой все вхо ды и выходы; где женщины до 16 лет — невесты, в 16 — жены, в 17 — матери, а в 25 — старухи; где каждая хата с краю; где с волками жить — по-волчьи выть,— всякое такое село — Глушинка. Но не вся кий житель Глушинки — глушинец. И це лостной, нетронутой, старой Глушинки не найти в Советском Союзе. Раскололи ее коммунары, смяли, взбудоражили...» В очерке дано несколько коротких, но точных портретных зарисовок коммунаров: моего ученика, актера Акима Ивановича Бочарова, энергично помогавшего прово дить коллективизацию в Глушинке; очень популярного председателя «Майского ут ра» Ивана Алексеевича Носова, о котором я уже упоминал. Рассказывая о нем, Бо рис Леонтьевич нарисовал типичную для того времени сценку: «— Въелся ты мне!... Въелся ты всем нам! — крикнула Носову на сходе одна гор ластая баба. И в этом ее крике было столько ненави сти и отчаяния,— писал Горбатов.— Рушится старая Глушинка, оттого и истошно кри чит... Иван Носов, верно, «въелся» глушин- цам... Бывший батрак, теперь председатель старейшей коммуны, он цифирью, по-хо зяйски доказывает превосходство коммуны перед Глушинкой...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2