Сибирские огни, 1980, № 8
168 АДРИАН ТОПОРОВ которых было немало: ликбез, школа по вышенной грамоты, очередные местные или межколхозные курсы. Это была учеба, так сказать, по деловым потребностям. После собирались вместе, прослушивали текущую политинформацию, какой-нибудь научно- популярный доклад, читку художественно го произведения, декламацию, слушали струнный оркестр и хор школьников. Часто общие вечера заканчивались танцами и плясками под музыку. Что и говорить — жилось весело! А главное — люди разумно использовали часы досуга для повышения своего культурного уровня. Большой зал Народного дома служил и общей столовой. А чтобы питание было «как в городе», коммунары послали Федо ра Сашина в барнаульскую гостиницу «Ком- хоз» на шестимесячную поварскую учебу. Вернувшись домой образованным масте ром кухни, Сашин хорошо наладил общест венное питание, которое полюбили даже некоторые его противницы. Теперь как будто и не было никому заботы о питании. Пришел в столовую — все тут для тебя го тово: еда, тарелки, ложки, ножи, вилки, чашки, хлеб, соль. Садись — и ешь на здо ровье! Гости к тебе приехали — пожалуй ста. веди их в столовую, потчуй! Общая столовая, детсад и ясли значи тельно облегчили положение женщин-ма- теоей. Но новый быт установился не самотеком. За него приходилось бороться. Я и сам прочел коммунарам не один десяток лек ций о социальной и личной санитаоии и ги гиене. На собраниях вдумчиво обсуждали составленные культкомиссией правила сани тарного состояния жилищ, бань, уборных, кладовых, амбаров, погребов, подпольев, рабочих помещений, скотных дворов, реки, пруда, плотины, леса. Систематически про водили смотр всего состояния поселка. Неоадивых критиковали, а примерных пре мировали ботинками, платьями, шалями и другими вещами. Все стены хат были вы белены, а полы, окна, столы, табуретки по крыты масляной краской. Старые деревян ные коовати заменили новыми, железны ми. Закупили мануфактуры на наволочки, простыни и личные полотенца для каждого человека Вывели блох, вшей, тараканов и клопов. Во всех помещениях провели де зинфекцию. Уборные поставили в подоба ющих местах, побелили, а дорожки к ним посыпали желтым песочком. Заботились о здоровье всех членов комм.УЩ. 1 , не допускали массовых заболе ваний. В селе Верх-Жилинском до револю ции была распространена трахома. В ком муне искоренили ее. Разруха, причинен ная войнами и колчаковщиной, привела к томи, что все население Косихинского района было поражено чесоткой, а больни ца не имела лекарств. И. А. Носов и моя ткема,. изучив добрый лечебник доктора Рахманова, сами варили в большом котле противочесоточную мазь из смеси сала, серы и дегтя, мазали ею больных. В общую баню их не пускали, пока не выздоравли вали. Так мы ликвидировали и чесотку в коммуне. В «Майском утре» было два театра — взрослый и детский. Поэтому почти каждый выходной день шел какой-нибудь спек такль. Это — как норма, к которой привык ли и коммунары, и крестьяне соседних де ревень. Наша «труппа» гастролировала по району. Всюду ее встречали радостно. Мест в зрительных помещениях не хватало. Тол пы стояли за окнами школ и клубов, где ставились пьесы. В репертуар театра взрослых входили драматические миниатюры писателя Семе нова— любимца Л. Н. Толстого, автора многочисленных сцен из народного быта И. ф. Горбунова, сказка-сатира на глупых царей «Ивзшкино счастье» К. П. Кравцова, мелодрама Ляликова «Золотое сердце», «Недоросль» Фонвизина, «Ветеран и ново бранец», «Ипохондрик» и «Горькая судь бина» Писемского, «Лес», «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «На поро ге к делу» и другие пьесы Островского, «Безденежье» Тургенева, «На дне» Горь кого, «Власть тьмы» и «От ней все качест ва» Л. Толстого, «Дядя Ваня», «Иванов», «Медведь», «Юбилей», «Предложение», «Свадьба», «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Канитель» и другие — Чехова, «Байбаки» Бунина, «В деревенской тиши» Салтыкова-Щедрина, сцены из «Бо риса Годунова» Пушкине, «Ржавчина» Кир- шона и Успенского, «Штиль» Билль-Бело- церковского, «Квадратура круга» Катаева, сцены из «Любови Яровой» Тренева, «Пур- соньяк» Мольера, множество злободнев ных пьес-агиток. Репертуар школьного театра был еще более обширен. Перед всеми спектаклями я или мои старшие ученики, а также наиболее начи танные взрослые коммунары давали обсто ятельные объяснения содержания и обра зовательно-воспитательного значения пьес и характеристики персонажей. Наши декоративные и бутафорские ре сурсы были довольно бедны, но я не сму щался этим, памятуя завет К. С. Станислав ского, что главное в театре не пышные декорации и бутафория, а идейное содер жание пьес и игра актеров. Я старался вы бирать для спектаклей глубокоидейные произведения. Меня не пугали недостатки в игре доморощенных актеров. Я успока ивал себя мыслями: если зритель в нашем театре мало получит от режиссера и ис полнителей, то авторы обогатят его ум и сердце. Я видел в зрительном зале искрен ние слезы, когда на сцене актеры страда ли, слышал взрывы хохота, когда там плу ты, ханжи, тунеядцы, развратники, хищники, лицемеры, гордецы и самодуры попадали в нелепые положения или получали воз мездие за их преступные, мерзкие дея- нья. Все это вселяло уверенность в том, что и наш немудрящий театр учит, воспи тывает, просветляет и возвышает души зри телей. Цель достигалась. Незабываемой страницей из летописи коммунарского театра было посещение его писателем Борисом Леонтьевичем Горбато вым. В январе 1930 года ЦК партии напра вил на Алтай бригаду для ознакомления с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2