Сибирские огни, 1980, № 8

168 АДРИАН ТОПОРОВ которых было немало: ликбез, школа по­ вышенной грамоты, очередные местные или межколхозные курсы. Это была учеба, так сказать, по деловым потребностям. После собирались вместе, прослушивали текущую политинформацию, какой-нибудь научно- популярный доклад, читку художественно­ го произведения, декламацию, слушали струнный оркестр и хор школьников. Часто общие вечера заканчивались танцами и плясками под музыку. Что и говорить — жилось весело! А главное — люди разумно использовали часы досуга для повышения своего культурного уровня. Большой зал Народного дома служил и общей столовой. А чтобы питание было «как в городе», коммунары послали Федо­ ра Сашина в барнаульскую гостиницу «Ком- хоз» на шестимесячную поварскую учебу. Вернувшись домой образованным масте­ ром кухни, Сашин хорошо наладил общест­ венное питание, которое полюбили даже некоторые его противницы. Теперь как будто и не было никому заботы о питании. Пришел в столовую — все тут для тебя го­ тово: еда, тарелки, ложки, ножи, вилки, чашки, хлеб, соль. Садись — и ешь на здо­ ровье! Гости к тебе приехали — пожалуй­ ста. веди их в столовую, потчуй! Общая столовая, детсад и ясли значи­ тельно облегчили положение женщин-ма- теоей. Но новый быт установился не самотеком. За него приходилось бороться. Я и сам прочел коммунарам не один десяток лек­ ций о социальной и личной санитаоии и ги­ гиене. На собраниях вдумчиво обсуждали составленные культкомиссией правила сани­ тарного состояния жилищ, бань, уборных, кладовых, амбаров, погребов, подпольев, рабочих помещений, скотных дворов, реки, пруда, плотины, леса. Систематически про­ водили смотр всего состояния поселка. Неоадивых критиковали, а примерных пре­ мировали ботинками, платьями, шалями и другими вещами. Все стены хат были вы­ белены, а полы, окна, столы, табуретки по­ крыты масляной краской. Старые деревян­ ные коовати заменили новыми, железны­ ми. Закупили мануфактуры на наволочки, простыни и личные полотенца для каждого человека Вывели блох, вшей, тараканов и клопов. Во всех помещениях провели де­ зинфекцию. Уборные поставили в подоба­ ющих местах, побелили, а дорожки к ним посыпали желтым песочком. Заботились о здоровье всех членов комм.УЩ. 1 , не допускали массовых заболе­ ваний. В селе Верх-Жилинском до револю­ ции была распространена трахома. В ком­ муне искоренили ее. Разруха, причинен­ ная войнами и колчаковщиной, привела к томи, что все население Косихинского района было поражено чесоткой, а больни­ ца не имела лекарств. И. А. Носов и моя ткема,. изучив добрый лечебник доктора Рахманова, сами варили в большом котле противочесоточную мазь из смеси сала, серы и дегтя, мазали ею больных. В общую баню их не пускали, пока не выздоравли­ вали. Так мы ликвидировали и чесотку в коммуне. В «Майском утре» было два театра — взрослый и детский. Поэтому почти каждый выходной день шел какой-нибудь спек­ такль. Это — как норма, к которой привык­ ли и коммунары, и крестьяне соседних де­ ревень. Наша «труппа» гастролировала по району. Всюду ее встречали радостно. Мест в зрительных помещениях не хватало. Тол­ пы стояли за окнами школ и клубов, где ставились пьесы. В репертуар театра взрослых входили драматические миниатюры писателя Семе­ нова— любимца Л. Н. Толстого, автора многочисленных сцен из народного быта И. ф. Горбунова, сказка-сатира на глупых царей «Ивзшкино счастье» К. П. Кравцова, мелодрама Ляликова «Золотое сердце», «Недоросль» Фонвизина, «Ветеран и ново­ бранец», «Ипохондрик» и «Горькая судь­ бина» Писемского, «Лес», «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «На поро­ ге к делу» и другие пьесы Островского, «Безденежье» Тургенева, «На дне» Горь­ кого, «Власть тьмы» и «От ней все качест­ ва» Л. Толстого, «Дядя Ваня», «Иванов», «Медведь», «Юбилей», «Предложение», «Свадьба», «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Канитель» и другие — Чехова, «Байбаки» Бунина, «В деревенской тиши» Салтыкова-Щедрина, сцены из «Бо­ риса Годунова» Пушкине, «Ржавчина» Кир- шона и Успенского, «Штиль» Билль-Бело- церковского, «Квадратура круга» Катаева, сцены из «Любови Яровой» Тренева, «Пур- соньяк» Мольера, множество злободнев­ ных пьес-агиток. Репертуар школьного театра был еще более обширен. Перед всеми спектаклями я или мои старшие ученики, а также наиболее начи­ танные взрослые коммунары давали обсто­ ятельные объяснения содержания и обра­ зовательно-воспитательного значения пьес и характеристики персонажей. Наши декоративные и бутафорские ре­ сурсы были довольно бедны, но я не сму­ щался этим, памятуя завет К. С. Станислав­ ского, что главное в театре не пышные декорации и бутафория, а идейное содер­ жание пьес и игра актеров. Я старался вы­ бирать для спектаклей глубокоидейные произведения. Меня не пугали недостатки в игре доморощенных актеров. Я успока­ ивал себя мыслями: если зритель в нашем театре мало получит от режиссера и ис­ полнителей, то авторы обогатят его ум и сердце. Я видел в зрительном зале искрен­ ние слезы, когда на сцене актеры страда­ ли, слышал взрывы хохота, когда там плу­ ты, ханжи, тунеядцы, развратники, хищники, лицемеры, гордецы и самодуры попадали в нелепые положения или получали воз­ мездие за их преступные, мерзкие дея- нья. Все это вселяло уверенность в том, что и наш немудрящий театр учит, воспи­ тывает, просветляет и возвышает души зри­ телей. Цель достигалась. Незабываемой страницей из летописи коммунарского театра было посещение его писателем Борисом Леонтьевичем Горбато­ вым. В январе 1930 года ЦК партии напра­ вил на Алтай бригаду для ознакомления с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2