Сибирские огни, 1980, № 8
СВЕТОЧ сельской культуры 167 1920 и 1921 годы были трудны для на родного образования. Кругом — голод, раз руха. Сельские школы застыли тогда в буквальном и переносном смысле. Окна их пугали замерзшими молочно-белыми квад ратами. Детей в классах было мало, да и те сидели за партами в нетопленых школах в шабурах и пимах, трясущиеся, посиневшие. Все учебные принадлежности — березовый уголь, березовая кора да изредка — вы струганные дощечки. Ни книг, ни каранда шей, ни бумаги... В это скудное время судили-рядили ком мунары: — Без школы нам — позор. — На жмыхе будем сидеть, а школу обиходим. — Чтоб не изгалялись над нами дере венские! И они дали своей школе все возможное: тепло, свет, уют, книги, бумагу, карандаши, перья, чернила, библиотеку, периодические издания для всех возрастов учащихся, одежду, обувь, питание, оплачивали все расходы по дальним экскурсиям. Года два я занимался а школе с четырь мя классами, потом с пятью и шестью — а две смены. Вся жизнь коммунаров протекала в ат мосфере честного труда, взаимного уваже ния и неослабного стремления к культуре. Несомненно, эта атмосфера благотворно отражалась на ходе и характере учебно- воспитательного процесса в школе. И я, и все мои питомцы всегда участвовали в об щественно полезном труде в хозяйстве. Каждому школьнику врач определял вид труда по силе, здоровью и желанию. Тео ретическая учеба ребят сочеталась с тру дом, играми, физкультурой и спортом. Труд был основой учебы и воспитания де тей. Иначе и не могло быть. Когда же нашу школу реорганизовали в школу крестьянской молодежи — ШКМ, детям выделили особое многоотраслевое хозяйство с подсобными мастерскими. Уче ники сами управляли этим хозяйством и выполняли все работы, овладевая всей сельскохозяйственной техникой коммуны. Так как хозяйство ШКМ было опытно-пока зательным, сюда очень часто наплывали эк скурсии даже из отдаленных районов, кра ев, областей и республик. Связь теоретической учебы с производи тельным трудом предоставляла неограни ченные возможности вносить в работу творческую «живинку», которая властно увлекала детей, особенно в области перво начальных научно-исследовательских опы тов в полеводстве, животноводстве и пче ловодстве. Ученье и труд, спорт и развле чения молодежи проходили всегда под непосредственным наблюдением педагогов, специалистов сельского хозяйства, партий цев и комсомольцев. Ребятам некогда было озоровать, лениться, разбалтываться. Большое значение я придавал всемерно му внедрению элементов искусств в среду молодежи. Дети рисовали, лепили, моде лировали, изучали ноты, пели соло и в хо ре, играли на разных струнных музыкаль ных инструментах, выпиливали, инсцениро вали рассказы, декламировали в одиночку и коллективно, ставили спектакли, выступа ли с публичными докладами, выпускали школьные стенгазеты, журналы... Без хора, оркестра и театра «майских» учеников не проходило ни одно торжество в селах Верх-Жилинском и Косихе. А в марте 1931 года наш струнный оркестр, как единственный в то время во всех колхо зах Сибири, выступал в Новосибирске на всесибирском съезде колхозников, испол няя классические произведения малых форм. Бывая в Москве, я непременно заходил в букинистические магазины и покупал оперы и отдельные пьесы, обрабатывал доступные нам вещи для пения и оркестра. В этой работе моей правой рукой был не изменно Степан Павлович Титов. Он отлич но играл на скрипке, занимал должность концертмейстера оркестра и его солиста, а в мое отсутствие и дирижировал. Еще в школьном возрасте он писал стихи и рас сказы, сочинял задушевную музыку. Прямо из сибирских дебрей он попал на рабфак при Московской консерватории. К сожале нию, болезнь помешала ему получить за конченное высшее музыкальное образова ние. Он вернулся к учительской работе. Миллионы советских и иноземных слу шателей не раз принимали радиокомпози цию о космонавте Германе Степановиче Титове, в которой звучит и нежнейшая «Алтайская лирическая» Степана Титова. Эта композиция, скажу к слову, была удо стоена первой премии на международном конкурсе радиокомпоэиций, посвященных покорителям Вселенной. Конкурс проходил в Праге в сентябре 1962 года. Степан Павлович Титов и ныне не забы вает искусства. Талант его многогранен. Он— педагог, лектор, садовод-мичуринец, шо фер первого класса, актер, композитор, по эт, чтец-художник, рисовальщик... С первых месяцев жизни коммуны мои ученики вели многостороннюю краеведче скую работу. Экспонаты школьного музея полно отражали природу, историю, культу ру и быт коммуны. Дети записали сотни об разцов словесного и музыкального фоль клора. В дни десятилетия Великого Октября наш школьный краеведческий музей был по дарен райцентру, а спустя несколько лет экспонаты нового музея коммуны пред ставляли Барнаульский округ на Всесоюз ной выставке работ ШКМ в Москве. Их во зили в столицу мои ученицы Полина Сус- ликова и Дуся Борисова. Коммунары не жалели посильных средств на просвещение. В самые тяжелые годы они построили большой Народный дом, где проводилась вся массовая культурно-про светительная работа. Просветительные мероприятия велись ежедневно, по планам, под руководством и при активном участии членов партячейки. Регулярность и систематичность работы об условливались всем укладом жизни и тру да коммунаров. Оканчивались дневные хо зяйственные дела, люди ужинали и затем шли на разные просветительные занятия,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2