Сибирские огни, 1980, № 8

СВЕТОЧ сельской культуры 167 1920 и 1921 годы были трудны для на­ родного образования. Кругом — голод, раз­ руха. Сельские школы застыли тогда в буквальном и переносном смысле. Окна их пугали замерзшими молочно-белыми квад­ ратами. Детей в классах было мало, да и те сидели за партами в нетопленых школах в шабурах и пимах, трясущиеся, посиневшие. Все учебные принадлежности — березовый уголь, березовая кора да изредка — вы­ струганные дощечки. Ни книг, ни каранда­ шей, ни бумаги... В это скудное время судили-рядили ком­ мунары: — Без школы нам — позор. — На жмыхе будем сидеть, а школу обиходим. — Чтоб не изгалялись над нами дере­ венские! И они дали своей школе все возможное: тепло, свет, уют, книги, бумагу, карандаши, перья, чернила, библиотеку, периодические издания для всех возрастов учащихся, одежду, обувь, питание, оплачивали все расходы по дальним экскурсиям. Года два я занимался а школе с четырь­ мя классами, потом с пятью и шестью — а две смены. Вся жизнь коммунаров протекала в ат­ мосфере честного труда, взаимного уваже­ ния и неослабного стремления к культуре. Несомненно, эта атмосфера благотворно отражалась на ходе и характере учебно- воспитательного процесса в школе. И я, и все мои питомцы всегда участвовали в об­ щественно полезном труде в хозяйстве. Каждому школьнику врач определял вид труда по силе, здоровью и желанию. Тео­ ретическая учеба ребят сочеталась с тру­ дом, играми, физкультурой и спортом. Труд был основой учебы и воспитания де­ тей. Иначе и не могло быть. Когда же нашу школу реорганизовали в школу крестьянской молодежи — ШКМ, детям выделили особое многоотраслевое хозяйство с подсобными мастерскими. Уче­ ники сами управляли этим хозяйством и выполняли все работы, овладевая всей сельскохозяйственной техникой коммуны. Так как хозяйство ШКМ было опытно-пока­ зательным, сюда очень часто наплывали эк­ скурсии даже из отдаленных районов, кра­ ев, областей и республик. Связь теоретической учебы с производи­ тельным трудом предоставляла неограни­ ченные возможности вносить в работу творческую «живинку», которая властно увлекала детей, особенно в области перво­ начальных научно-исследовательских опы­ тов в полеводстве, животноводстве и пче­ ловодстве. Ученье и труд, спорт и развле­ чения молодежи проходили всегда под непосредственным наблюдением педагогов, специалистов сельского хозяйства, партий­ цев и комсомольцев. Ребятам некогда было озоровать, лениться, разбалтываться. Большое значение я придавал всемерно­ му внедрению элементов искусств в среду молодежи. Дети рисовали, лепили, моде­ лировали, изучали ноты, пели соло и в хо­ ре, играли на разных струнных музыкаль­ ных инструментах, выпиливали, инсцениро­ вали рассказы, декламировали в одиночку и коллективно, ставили спектакли, выступа­ ли с публичными докладами, выпускали школьные стенгазеты, журналы... Без хора, оркестра и театра «майских» учеников не проходило ни одно торжество в селах Верх-Жилинском и Косихе. А в марте 1931 года наш струнный оркестр, как единственный в то время во всех колхо­ зах Сибири, выступал в Новосибирске на всесибирском съезде колхозников, испол­ няя классические произведения малых форм. Бывая в Москве, я непременно заходил в букинистические магазины и покупал оперы и отдельные пьесы, обрабатывал доступные нам вещи для пения и оркестра. В этой работе моей правой рукой был не­ изменно Степан Павлович Титов. Он отлич­ но играл на скрипке, занимал должность концертмейстера оркестра и его солиста, а в мое отсутствие и дирижировал. Еще в школьном возрасте он писал стихи и рас­ сказы, сочинял задушевную музыку. Прямо из сибирских дебрей он попал на рабфак при Московской консерватории. К сожале­ нию, болезнь помешала ему получить за­ конченное высшее музыкальное образова­ ние. Он вернулся к учительской работе. Миллионы советских и иноземных слу­ шателей не раз принимали радиокомпози­ цию о космонавте Германе Степановиче Титове, в которой звучит и нежнейшая «Алтайская лирическая» Степана Титова. Эта композиция, скажу к слову, была удо­ стоена первой премии на международном конкурсе радиокомпоэиций, посвященных покорителям Вселенной. Конкурс проходил в Праге в сентябре 1962 года. Степан Павлович Титов и ныне не забы­ вает искусства. Талант его многогранен. Он— педагог, лектор, садовод-мичуринец, шо­ фер первого класса, актер, композитор, по­ эт, чтец-художник, рисовальщик... С первых месяцев жизни коммуны мои ученики вели многостороннюю краеведче­ скую работу. Экспонаты школьного музея полно отражали природу, историю, культу­ ру и быт коммуны. Дети записали сотни об­ разцов словесного и музыкального фоль­ клора. В дни десятилетия Великого Октября наш школьный краеведческий музей был по­ дарен райцентру, а спустя несколько лет экспонаты нового музея коммуны пред­ ставляли Барнаульский округ на Всесоюз­ ной выставке работ ШКМ в Москве. Их во­ зили в столицу мои ученицы Полина Сус- ликова и Дуся Борисова. Коммунары не жалели посильных средств на просвещение. В самые тяжелые годы они построили большой Народный дом, где проводилась вся массовая культурно-про­ светительная работа. Просветительные мероприятия велись ежедневно, по планам, под руководством и при активном участии членов партячейки. Регулярность и систематичность работы об­ условливались всем укладом жизни и тру­ да коммунаров. Оканчивались дневные хо­ зяйственные дела, люди ужинали и затем шли на разные просветительные занятия,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2