Сибирские огни, 1980, № 8
164 АДРИАН ТОПОРОВ Своим девизом коммунары избрали: «КУЛЬТУРА, ЧЕСТНЫЙ ТРУД, ЖИЗНЬ ПО- КОММУНИСТИЧЕСКИ». Руководствуясь им, они вели строгий отбор членов. Зорко присматривались к людям, оценивали не только социальное положение, но и хозяй ственные и моральные качества каждого кандидата в коммунары. Ясно сознавая, что с большим коллективом и громоздким хозяйством сперва не совладать, зачинате ли коммуны приняли лишь двадцать пять семей. Зато в состав ее вошли убежден ные строители новой жизни. Без колебаний они обобщили все свое имущество, за ис ключением вещей личного пользования. Трудно сказать, как втайне они переживали самоотречение от частной собственности, но внешне никто не сокрушался о ней. Как только стаял последний снег, комму нары начали разбирать в селе Верх-Жилин- ском свои хаты и перевозить их на новую усадьбу. Свалили лес на одном увале и на пнях поставили первые жилища, амбары. На скорую руку построили временный хо зяйственный двор. Большая часть изб оста валась пока в селе. То было трудное время для Советской страны. Ее душили разруха и голод. И пе ред «майскими» коммунарами тоже стоял грозный вопрос: «Как выжить в это лихо летье?». Они умно вышли из тяжелого по ложения. На отведенной им поскотинной целине решили посеять просо. Добыли се мян крупного сорта (вероятно, это было не просо, а сорго) и покрыли ими обширную площадь. Стебли вымахали выше человече ского роста, а кисти виседи не метелками, а увесистыми кулаками. Зерно — чуть мень ше конопляного. Я отродясь не видывал та кого! Намолотили его коммунары полный амбар. Мололи и пекли из него просяники, душистые, вкусные! Рушили — и из пшена варили кашу. На счастье, в тот год хорошо уродилась и картошка. Она и просо спасли людей от голода. Первый год жизни коммунаров был вре менем их упорного труда буквально от за ри до зари. Он вызывал изумление у не другов и зажимал их злобствующие рты. Взаимоотношения коммунаров отлича лись полным взаимным доверием, спло ченностью, искренней друж бой и добро желательностью. Всяк трудился по совести и во всю мочь. В коллективном труде вы работалась душевная спайка и единая во ля, которые сохранили организацию от развала в жуткое время сорокинского ку лацко-бандитского восстания в 1921 году, когда многие другие артели в Чумышском и Сорокинском районах Алтая были раз громлены. Лозунгом бандитов было: «Режь коммунаров! Ж ги и грабь колхозы!». Этот призыв радовал кулаков, которые кормили и скрывали головорезов и жаждали распа да коммун, артелей, СОЗов и ТОЗов. Почти ежедневно наши коммунары получали под метные письма с угрозами: «Все равно мы всех вас вырежем, если не разойдетесь!». По два-три месяца коммунары ложились спать, не раздеваясь и кладя под головы топоры, ножи, молотки, железные вилы. Мы знали, что в некоторых окрестных се лах бандиты схватывали зктивистов-комму- наров, увозили в леса, раслиливали пилой, расстреливали, жгли на кострах. И на «Май ское утро» было несколько вооруженных нападений. Угоняли скот, трижды поджига ли избы и бани. Однажды ночью бандит пробрался в еще находившуюся в селе ха ту Егора Сергеевича Блинова, выстрелил в него в упор, искалечил коммунара на всю жизнь. Несколько позже, во время спектакля «На дне», в коммунарском Народном доме произошел такой эпизод. В тот момент, когда председатель коммуны, даровитый актер Петр Семенович Зубков, произносил знаменитый монолог Сатина о Человеке, в зрительный зал суматошно влетел ночной сторож Михаил Алексеевич Носов: — Воры! Грабят!! Айда все вниз!!! Зал опустел. И артисты, и зрители рину лись на хозяйственный двор, где стояли ря ды запряженных в сани лошадей приезжих, «гостей». На многих санях, прикрытые со ломой и сеном, лежали украденные хому ты, дуги, седла, мешки с пшеницей, туши мяса, кожи, кошма, ведра, вилы, косы, то поры и д ругое имущество. И учинилось тогда великое побоище. Все персонажи горьковского «дна», в гриме и костюмах, нещадно дубасили пойманных воров. Кулаки терроризировали коммуну так, что губернские власти прислали ей на по мощь вооруженный отряд. А после мы са ми несли охрану. Дед ксюмонавта-2 Герма на Степановича Титова — М . А. Носов, взяв берданку, обычно влезал на разлатую сос ну и с этого «наблюдательного пункта» в случае опасности оповещал о ней поселок. В такой напряженной обстановке комму на делала свои первые шаги. Но ни один из основоположников «{Майского утра» не сдрейфил. Наряду с хозяйственными работами но воселы спешили отстроиться, чтобы всем перейти из Верх-Жилинского на новое ме сто жительства. К началу 1921 года лишь немногие коммунары ходили ночевать в старые избы. Первым двухэтажным домом в «Майском утре» была школа. После разгрома кулацко-бандитского мя тежа в коммуну хлынул поток заявлений о приеме. Но среди просителей были и те, кто, боясь кары за участие в мятеже, на деялся отсидеться здесь. Об этих «май ские» тогда говорили: — Заслон ищут за нашей спиной. Правда, многих единоличников побуж дали искать спасения в коммуне неурожай и голод. Понимая это, коммунары тем не менее долго противились стихийному на плыву еще и потому, что опасались сразу расширять размеры хозяйства: не. было достаточных помещений для большого ко личества обобществленного скота и ко р мов для его содержания. Районные и уездные власти не прислу шивались к разумным доводам коммуна ров. Хуже того, Василий Яргин, возглавляв ший в то время Верх-Жилинский сельрев- ком, попирая советские законы о добро вольном объединении крестьян, принуждал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2