Сибирские огни, 1980, № 8

164 АДРИАН ТОПОРОВ Своим девизом коммунары избрали: «КУЛЬТУРА, ЧЕСТНЫЙ ТРУД, ЖИЗНЬ ПО- КОММУНИСТИЧЕСКИ». Руководствуясь им, они вели строгий отбор членов. Зорко присматривались к людям, оценивали не только социальное положение, но и хозяй­ ственные и моральные качества каждого кандидата в коммунары. Ясно сознавая, что с большим коллективом и громоздким хозяйством сперва не совладать, зачинате­ ли коммуны приняли лишь двадцать пять семей. Зато в состав ее вошли убежден­ ные строители новой жизни. Без колебаний они обобщили все свое имущество, за ис­ ключением вещей личного пользования. Трудно сказать, как втайне они переживали самоотречение от частной собственности, но внешне никто не сокрушался о ней. Как только стаял последний снег, комму­ нары начали разбирать в селе Верх-Жилин- ском свои хаты и перевозить их на новую усадьбу. Свалили лес на одном увале и на пнях поставили первые жилища, амбары. На скорую руку построили временный хо­ зяйственный двор. Большая часть изб оста­ валась пока в селе. То было трудное время для Советской страны. Ее душили разруха и голод. И пе­ ред «майскими» коммунарами тоже стоял грозный вопрос: «Как выжить в это лихо­ летье?». Они умно вышли из тяжелого по­ ложения. На отведенной им поскотинной целине решили посеять просо. Добыли се­ мян крупного сорта (вероятно, это было не просо, а сорго) и покрыли ими обширную площадь. Стебли вымахали выше человече­ ского роста, а кисти виседи не метелками, а увесистыми кулаками. Зерно — чуть мень­ ше конопляного. Я отродясь не видывал та­ кого! Намолотили его коммунары полный амбар. Мололи и пекли из него просяники, душистые, вкусные! Рушили — и из пшена варили кашу. На счастье, в тот год хорошо уродилась и картошка. Она и просо спасли людей от голода. Первый год жизни коммунаров был вре­ менем их упорного труда буквально от за­ ри до зари. Он вызывал изумление у не­ другов и зажимал их злобствующие рты. Взаимоотношения коммунаров отлича­ лись полным взаимным доверием, спло­ ченностью, искренней друж бой и добро­ желательностью. Всяк трудился по совести и во всю мочь. В коллективном труде вы­ работалась душевная спайка и единая во­ ля, которые сохранили организацию от развала в жуткое время сорокинского ку­ лацко-бандитского восстания в 1921 году, когда многие другие артели в Чумышском и Сорокинском районах Алтая были раз­ громлены. Лозунгом бандитов было: «Режь коммунаров! Ж ги и грабь колхозы!». Этот призыв радовал кулаков, которые кормили и скрывали головорезов и жаждали распа­ да коммун, артелей, СОЗов и ТОЗов. Почти ежедневно наши коммунары получали под­ метные письма с угрозами: «Все равно мы всех вас вырежем, если не разойдетесь!». По два-три месяца коммунары ложились спать, не раздеваясь и кладя под головы топоры, ножи, молотки, железные вилы. Мы знали, что в некоторых окрестных се­ лах бандиты схватывали зктивистов-комму- наров, увозили в леса, раслиливали пилой, расстреливали, жгли на кострах. И на «Май­ ское утро» было несколько вооруженных нападений. Угоняли скот, трижды поджига­ ли избы и бани. Однажды ночью бандит пробрался в еще находившуюся в селе ха­ ту Егора Сергеевича Блинова, выстрелил в него в упор, искалечил коммунара на всю жизнь. Несколько позже, во время спектакля «На дне», в коммунарском Народном доме произошел такой эпизод. В тот момент, когда председатель коммуны, даровитый актер Петр Семенович Зубков, произносил знаменитый монолог Сатина о Человеке, в зрительный зал суматошно влетел ночной сторож Михаил Алексеевич Носов: — Воры! Грабят!! Айда все вниз!!! Зал опустел. И артисты, и зрители рину­ лись на хозяйственный двор, где стояли ря­ ды запряженных в сани лошадей приезжих, «гостей». На многих санях, прикрытые со­ ломой и сеном, лежали украденные хому­ ты, дуги, седла, мешки с пшеницей, туши мяса, кожи, кошма, ведра, вилы, косы, то­ поры и д ругое имущество. И учинилось тогда великое побоище. Все персонажи горьковского «дна», в гриме и костюмах, нещадно дубасили пойманных воров. Кулаки терроризировали коммуну так, что губернские власти прислали ей на по­ мощь вооруженный отряд. А после мы са­ ми несли охрану. Дед ксюмонавта-2 Герма­ на Степановича Титова — М . А. Носов, взяв берданку, обычно влезал на разлатую сос­ ну и с этого «наблюдательного пункта» в случае опасности оповещал о ней поселок. В такой напряженной обстановке комму­ на делала свои первые шаги. Но ни один из основоположников «{Майского утра» не сдрейфил. Наряду с хозяйственными работами но­ воселы спешили отстроиться, чтобы всем перейти из Верх-Жилинского на новое ме­ сто жительства. К началу 1921 года лишь немногие коммунары ходили ночевать в старые избы. Первым двухэтажным домом в «Майском утре» была школа. После разгрома кулацко-бандитского мя­ тежа в коммуну хлынул поток заявлений о приеме. Но среди просителей были и те, кто, боясь кары за участие в мятеже, на­ деялся отсидеться здесь. Об этих «май­ ские» тогда говорили: — Заслон ищут за нашей спиной. Правда, многих единоличников побуж ­ дали искать спасения в коммуне неурожай и голод. Понимая это, коммунары тем не менее долго противились стихийному на­ плыву еще и потому, что опасались сразу расширять размеры хозяйства: не. было достаточных помещений для большого ко­ личества обобществленного скота и ко р ­ мов для его содержания. Районные и уездные власти не прислу­ шивались к разумным доводам коммуна­ ров. Хуже того, Василий Яргин, возглавляв­ ший в то время Верх-Жилинский сельрев- ком, попирая советские законы о добро­ вольном объединении крестьян, принуждал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2