Сибирские огни, 1980, № 8
Адриан Топоров СВЕТОЧ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ Имя Адриана Митрофановича Топорова — одного из организа торов старейшей на Алтае сельскохозяйственной коммуны «Майское утро», деятельного проводника культуры на' селе — широко известно. Его уникальный опыт крестьянской критики художественной литера туры нашел яркое выражение в книге *Крестьяне о писателях». В связи с исполнившимся в 1980 году 50-летием с начала коллек тивизации сельского хозяйства в споминания А. М. Топорова. После ликвидации колчаковщины пере довые люди села Верх-Жилинского Коси- хинского района Алтайского края вечерами засиживались в школе, думали думу о даль нейшем житье-бытье. Они понимали, что жить по-старому уже нельзя, что пришла пора строить новый мир. Иначе для чего же совершилась революция? Из газет мы знали, что В. И. Ленин при зывал крестьян объединяться в коллектив ные хозяйства — коммуны, артели и това рищества по общественной обработке земли (ТОЗы). Я агитировал односельчан за организацию коммуны. Но как и с чего начинать новое большое дело,— никто не знал. Все же в начале 1920 года коммуна была создана. В нее вступили сперва двад цать пять хозяйств. Приближалась весна. Нужно было решить главный вопрос — о земельном участке. На очередном сельском сходе коммуна ры подали обществу заявление об отводе им угодий. И тут закипел бой! Чалдон-за хребетник Егор КамакиН, тот самый, кото рый в лютые морозы вытаскивал горящие дрова из печей неприписных переселенцев, трясясь от злобы, сорвал со своей кудла той головы собачий треух и сипло пролаял: — Опчество не даеть согласу на выдел земли откольникам! За ним по-бабьи завизжал похожий на скопца Никита Голегузов: — Наша воля! Не может комуния сусто- ять супротив опчества! Заорали и другие горлопаны: — Иде такие права, чтобы с опчеством итти на раздерягу?! — Не дадим земли на отруб! И вся тута! — С опчеством не спорь. На мир суда нет! нашей стране мы публикуем во- Но тут рядом с председателем схода встал Иван Алексеевич Носов, недавний командир партизанского отряда, и как от резал: — Сколько вы ни горланьте, а землю нам дадите. Не согласитесь добровольно, власть прикажет выделить... Вы что? Забы ли, в каком государстве живете? Спор был прекращен губземотделом. Приехавший из Барнаула землемер при ступил к размежеванию. Это было 20 мар та 1920 года. В один из последующих дней коммунары отправились из села на выделенные им участки, чтобы определить место под новый поселок. — Ну, а как же мы, товарищи, назовем свою коммуну? — спросил Василий Анто нович Титов, бывший председатель сель ского ревкома, мужик почти двухметрового роста с интеллигентными чертами лица. Все задумались. Оглядывая великолеп ную, уже залитую солнцем округу и во сторженно сияя, Прасковья Ивановна Зай цева воскликнула: — М ужики! Да нехай она прозывается «Майское утро»! Так и решили. А начитанный коммунист Петр Семенович Зубков вложил в это на звание и глубокий политический смысл: — И пусть слова «Майское утро» будут напоминать, что Советская власть дала нам такую же прекрасную жизнь, каким пре красным бывает в этих местах месяц май! А мне друзья говорили: — Ты, Митрофаныч, подбивал нас на коммуну, так иди же к нам работать. Без культуры мы не можем. Нам нужна наука, нужны школа, театр, музыка, лекции. Вот и учи и весели нас... 11*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2