Сибирские огни, 1980, № 8

158 МАРК ЮДАЛЕВИЧ В годы Великой Отечественной Тысячи барнаульцев в годы Отечественной войны ушли на фронт. У станков рабочих заменили женщины и подростки. Нависшая над Родиной смертельная опасность удеся­ терила силы народа. На базе эвакуированных предприятий возникли заводы-гиганты «Трансмаш» и котельный, появились заводы мехпрессов, радиозавод, аппаратурно - механический, спичечная фабрика. Не написана еще история этих заводов и фабрик, поразительная прежде всего тем, сколько вложено в их цеха, конвейерные линии, подземные коммуникации, подъезд­ ные пути ума, сметливости, воли, таланта, сколько отдано нервов и крови. ...Войдем на территорию ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени за­ вода «Трансмаш». Энергетический цех. Чтобы обеспечить завод энергией, нужны были трансформаторы, компрессоры, электроаппаратура, трубы, кабели, прово­ да. Но очень многого не хватало и негде было взять в то время. Приспособились вместо стационарных устанавливать временные передвижные компрессоры. Вместо магистральной сило­ вой электросети — временные пусковые линии. Даже вместо фарфора для изоля­ торов использовали пропитанное в транс­ форматорном масле дерево, вместо меди и алюминия обходились железом. О котлах в то время и думать не прихо­ дилось, а дать заводу тепло, дать пар для кузнечных молотов было совершенно не­ обходимо. И тогда главный энергетик за­ вода предложил использовать старые па­ ровозы. Их ввели на заводскую территорию, они уже работали, а над ними возводили крышу. Неподалеку от современного энергети­ ч е ского — старый приземистый корпус. За­ водские старики прозвали его путешест­ венником. Он был построен на Харьков­ ском тракторном. В сорок первом его кар­ кас разрезали пополам и перевезли в Сталинград. Рабочие Сталинградского тракторного вступили в бои с фашистами. Ветераны «Трансмаша» помнят, что через этот цех также проходила линия обороны. Его сно­ ва демонтировали и отправили в Сибирь. Литейный цех. Его землеприготовитель­ ное отделение было деревянным. Не хва­ тало металла. Сушить древесину тоже не­ доставало времени. В ход пошли доски с повышенной влажностью. Лишь в конце войны в распоряжении строителей оказал­ ся нужный металл. Но как построить новый цех, не останавливая литейного производ­ ства и всего завода? И тут пришло оргинальное решение, ко­ торыми так богато то далекое уже время. Над деревянной коробкой цеха возвели металлический шатер. Затем разобрали старый каркас. То же происходило и на других заводах. Они росли в сказочно короткие сроки. Случалось, что через три месяца после выгрузки станков где-нибудь на заснежен­ ном пустыре из вновь выстроенных или приспособленных цеховых помещений шла продукция фронту. О гром ную роль в этой самоотверженной работе сыграли строители. В Барнаул, по решению Государственного Комитета О бо­ роны, перевели трест «СтройГАЗ», возво­ дивший Горьковский автозавод. Трест на­ чал работу холодной, исключительно труд­ ной зимой 1941 года, а в 1943 году за образ­ цовое выполнение заданий правительства, за внедрение передовой технологии был награжден орденом Ленина. Структура промышленности Барнаула коренным образом изменилась за годы войны. Теперь здесь заняла главенству­ ющее положение тяжелая промышлен­ ность — ее металлообрабатывающая и ма­ шиностроительная отрасли. Но и легкая промышленность работала чрезвычайно интенсивно. Фронтовики с благодарностью вспоминают барнаульские полушубки и валенки. Нескончаемым мог бы быть рассказ о трудовых героях военных лет. Не чаще ра­ за в неделю, и то на несколько часов, по­ являлся дома начальник механического це­ ха вагоноремонтного завода Ф. И. Львов. Этот цех увеличил выпуск продукции в двадцать пять раз, и за один день в нем делалось столько, сколько до войны за месяц. Феодосию Ивановичу Львову было присвоено звание Герой" Социалистическо­ го Труда. «Все начинается с котлована»,— говорят строители. Трудно найти в Барнауле пост­ роенный во время войны заводской кор­ пус или какое-либо другое здание, на воз­ ведении которых не поработал бы экска­ ватор Ярыгина. Миллионы кубометров земли поднял знаменитый экскаваторщик. За новаторские приемы работы Никифору Михайловичу Ярыгину присуждена Госу­ дарственная премия СССР. В городе широко развернулось движение тысячников — людей, дающих тысячу про­ центов нормы. Инициатор этого движения в Барнауле то­ карь Иван Фомичев в ночь на двадцать де­ вятое июня 1943 года выполнил норму на 1180 процентов. М ож но назвать много имен выдающихся барнаульцев. Но не только герои и орде­ ноносцы трудились напряженно, с непре­ рывным поиском, непрерывным стремле­ нием сделать больше, быстрее, лучше. Так работали десятки тысяч людей. А ведь часто это были люди того возраста, чьих сверстников мы теперь называем детьми. Средний возраст комсомольцев на том же заводе «Трансмаш» в войну едва достигал пятнадцати лет. Мальчишки не только сами перевыполняли нормы, но зачастую имели еще и учеников. Наряду с продукцией заводов, по дав­ ней русской традиции, трудящиеся отдава­ ли в фонд победы личные сбережения. На вооружение армии и флота Алтай внес двести миллионов рублей. И не одни бар­ наульские полушубки берегли солдат от холода. Из Барнаула ушло более ста ваго-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2