Сибирские огни, 1980, № 8
158 МАРК ЮДАЛЕВИЧ В годы Великой Отечественной Тысячи барнаульцев в годы Отечественной войны ушли на фронт. У станков рабочих заменили женщины и подростки. Нависшая над Родиной смертельная опасность удеся терила силы народа. На базе эвакуированных предприятий возникли заводы-гиганты «Трансмаш» и котельный, появились заводы мехпрессов, радиозавод, аппаратурно - механический, спичечная фабрика. Не написана еще история этих заводов и фабрик, поразительная прежде всего тем, сколько вложено в их цеха, конвейерные линии, подземные коммуникации, подъезд ные пути ума, сметливости, воли, таланта, сколько отдано нервов и крови. ...Войдем на территорию ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени за вода «Трансмаш». Энергетический цех. Чтобы обеспечить завод энергией, нужны были трансформаторы, компрессоры, электроаппаратура, трубы, кабели, прово да. Но очень многого не хватало и негде было взять в то время. Приспособились вместо стационарных устанавливать временные передвижные компрессоры. Вместо магистральной сило вой электросети — временные пусковые линии. Даже вместо фарфора для изоля торов использовали пропитанное в транс форматорном масле дерево, вместо меди и алюминия обходились железом. О котлах в то время и думать не прихо дилось, а дать заводу тепло, дать пар для кузнечных молотов было совершенно не обходимо. И тогда главный энергетик за вода предложил использовать старые па ровозы. Их ввели на заводскую территорию, они уже работали, а над ними возводили крышу. Неподалеку от современного энергети ч е ского — старый приземистый корпус. За водские старики прозвали его путешест венником. Он был построен на Харьков ском тракторном. В сорок первом его кар кас разрезали пополам и перевезли в Сталинград. Рабочие Сталинградского тракторного вступили в бои с фашистами. Ветераны «Трансмаша» помнят, что через этот цех также проходила линия обороны. Его сно ва демонтировали и отправили в Сибирь. Литейный цех. Его землеприготовитель ное отделение было деревянным. Не хва тало металла. Сушить древесину тоже не доставало времени. В ход пошли доски с повышенной влажностью. Лишь в конце войны в распоряжении строителей оказал ся нужный металл. Но как построить новый цех, не останавливая литейного производ ства и всего завода? И тут пришло оргинальное решение, ко торыми так богато то далекое уже время. Над деревянной коробкой цеха возвели металлический шатер. Затем разобрали старый каркас. То же происходило и на других заводах. Они росли в сказочно короткие сроки. Случалось, что через три месяца после выгрузки станков где-нибудь на заснежен ном пустыре из вновь выстроенных или приспособленных цеховых помещений шла продукция фронту. О гром ную роль в этой самоотверженной работе сыграли строители. В Барнаул, по решению Государственного Комитета О бо роны, перевели трест «СтройГАЗ», возво дивший Горьковский автозавод. Трест на чал работу холодной, исключительно труд ной зимой 1941 года, а в 1943 году за образ цовое выполнение заданий правительства, за внедрение передовой технологии был награжден орденом Ленина. Структура промышленности Барнаула коренным образом изменилась за годы войны. Теперь здесь заняла главенству ющее положение тяжелая промышлен ность — ее металлообрабатывающая и ма шиностроительная отрасли. Но и легкая промышленность работала чрезвычайно интенсивно. Фронтовики с благодарностью вспоминают барнаульские полушубки и валенки. Нескончаемым мог бы быть рассказ о трудовых героях военных лет. Не чаще ра за в неделю, и то на несколько часов, по являлся дома начальник механического це ха вагоноремонтного завода Ф. И. Львов. Этот цех увеличил выпуск продукции в двадцать пять раз, и за один день в нем делалось столько, сколько до войны за месяц. Феодосию Ивановичу Львову было присвоено звание Герой" Социалистическо го Труда. «Все начинается с котлована»,— говорят строители. Трудно найти в Барнауле пост роенный во время войны заводской кор пус или какое-либо другое здание, на воз ведении которых не поработал бы экска ватор Ярыгина. Миллионы кубометров земли поднял знаменитый экскаваторщик. За новаторские приемы работы Никифору Михайловичу Ярыгину присуждена Госу дарственная премия СССР. В городе широко развернулось движение тысячников — людей, дающих тысячу про центов нормы. Инициатор этого движения в Барнауле то карь Иван Фомичев в ночь на двадцать де вятое июня 1943 года выполнил норму на 1180 процентов. М ож но назвать много имен выдающихся барнаульцев. Но не только герои и орде ноносцы трудились напряженно, с непре рывным поиском, непрерывным стремле нием сделать больше, быстрее, лучше. Так работали десятки тысяч людей. А ведь часто это были люди того возраста, чьих сверстников мы теперь называем детьми. Средний возраст комсомольцев на том же заводе «Трансмаш» в войну едва достигал пятнадцати лет. Мальчишки не только сами перевыполняли нормы, но зачастую имели еще и учеников. Наряду с продукцией заводов, по дав ней русской традиции, трудящиеся отдава ли в фонд победы личные сбережения. На вооружение армии и флота Алтай внес двести миллионов рублей. И не одни бар наульские полушубки берегли солдат от холода. Из Барнаула ушло более ста ваго-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2