Сибирские огни, 1980, № 8

ГОРОД ЗАВИДНОЙ СУДЬБЫ 15! Трагическая судьба нашего славного зем­ ляка и его изобретений не случайна. Пол­ зунов намного опередил свой век. Самый его патриотический порыв — облегчить труд народа — был глубоко чужд правящей вер­ хушке. С позиций этой феодальной вер­ хушки, обладавшей даровой рабочей си­ лой, изобретения Ползунова не имели ни­ какой ценности. Однако передовые люди того времени понимали значение его трудов, незауряд­ ность этой крупной личности. «Муж, де­ лающий истинную честь своему Отечест­ ву»,— так охарактеризовал Ивана Иванови­ ча Ползунова Эрик Лаксман, известный естествоиспытатель, корреспондент Линнея, проживавшйй некоторое время в Барна­ уле. Стремление облегчить труд народа при помощи техники властно владело и другим алтайским новатором — Козьмой Фроло­ вым. Только рубежи его идей оставались в пределах гидротехники. До конца пре­ данный ей, Козьма Дмитриевич не ставил целью уничтожить власть воды, зато он создал множество самых различных гидро­ сооружений. Происходивший из семьи уральского мас­ терового, Козьма Фролов окончил ту же екатеринбургскую горнозаводскую школу, что и Ползунов. Еще на Урале он стал из­ вестен конструкцией автоматической рудо­ обогатительной фабрики. Прибыв на Ал­ тай, Фролов построил здесь три таких фаб­ рики. Преодолевая мелкие и крупные козни косных кабинетских чиновников, Фролов упорно шел к главной цели своей жизни — созданию сверхмощных вододействующих машин. Эту цель он осуществил в Змеино- горске, поставив на службу рудникам гран­ диозную гидротехнику. Размеры его Воз­ несенской машины, часы пуска которой изобретатель назвал для себя «совершен­ ным счастьем», можно представить по ди­ аметру водоналивного колеса — восемнад­ цать метров! Козьма Дмитриевич — автор мощнейшей деривационной установки кас­ кадного типа, в которой один и тот же во­ дяной поток приводил в действие несколь­ ко водоналивных колес. Знаменитый гидротехник закончил свой жизненный путь на семьдесят четвертом году. Даже царский кабинет не смог не оценить его заслуг. К концу жизни Фролов был членом горного совета в Барнауле, имел чин берггауптмана. Сын Козьмы Фролова Петр Козьмич, на­ чиная с 1817 года, в течение тринадцати лет был начальником горного округа. Впер­ вые на этом посту оказался внук мастеро­ вого, к тому же из племени неугомонных искателей, изобретателей невиданных тех­ нических новшеств. Их немало связано с именем младшего Фролова. Он построил первую в России рельсовую дорогу для пе­ ревозки грузов. Ему принадлежит конст­ рукция плоскодонных судов, курсировав­ ших по малым рекам Алтая. Он занимался внедрением кокса в черную металлургию, стремился продолжить дело своего отца в области гидротехники. Большой и светлый след оставил Петр Козьмич в нашем городе. Именно в его бытность развернулось в Барнауле строи­ тельство «уголка Петербурга» — новой го­ родской площади, были заложены многие прекрасные здания, учреждена должность городского архитектора. По его инициати­ ве построена бумажная фабрика, первая в Барнауле типография. Приезжая по его вызову в Барнаул, гор­ ные инженеры и чиновники везли для сво­ его начальника коллекции горных пород, образцы заводских инструментов, орудий труда русских крестьян и алтайцев. Не­ обычный начальник проявлял постоянный интерес к истории родного края. Он отдал распоряжение построить модель машины Ползунова, а также водоподъемных ма­ шин, возведенных его отцом. На барнауль­ ском заводе появились небывалые про­ фессии. Некий лекарский ученик обретал­ ся «при чучельном мастерстве». Это был препаратор, мастеривший чучела животных и птиц. В 1827 году в городе был основан пер­ вый в Сибири краеведческий музей. Хотя «приставом» в музее был назначен шихт- мейстер Тистров, Фролов нередко сам со­ провождал посетителей и давал им разъ­ яснения. По его инициативе была заве­ дена уникальная книга «Собственноручных подписей особ, почтивших своим посеще­ нием барнаульский музей», Первую запись в книге сделал немецкий натуралист и пу­ тешественник академик Александр Гум­ больдт. М ожно назвать целую плеяду горноза­ водских изобретателей. Это сын барна­ ульского мастерового Павел Ярославцев, горный инженер Степан Литвинов, тепло­ техник Поликарп Залесов, сын крестьяни- на-рудознатца Дорофей Головин и многие Другие. Жизнь их была нелегкой, многие изобре­ тения остались неосуществленными. Поликарп Залесов разработал проект первой русской турбины. Начальник заво­ дов Эллере признал осуществление проек­ та неблаговременным. Степан Литвинов сконструировал воздуходувную машину. Тот же Эллере положил проект под сукно. Литвинов, используя опыт Ползунова, изо­ брел паровую машину двойного расшире­ ния. Строить машину признали нецелесо­ образным. И все-таки талантом и одержимостью, силой воли и самоотверженностью, трудом и терпением удавалось многое построить, внедрить, «употребить в пользу народ­ ную», как тогда говорили. Город контрастов В 1780 году Колыванская область была значительно расширена. В нее вошли две­ надцать уездов: Барнаульский, Колыван- ский, Томский, Нарымский, Красноярский, Канский, Енисейский, Туруханский, Семипа­ латинский, Чарышский, Бийский и Кузнец­ кий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2