Сибирские огни, 1980, № 8
ГОРОД ЗАВИДНОЙ СУДЬБЫ 15! Трагическая судьба нашего славного зем ляка и его изобретений не случайна. Пол зунов намного опередил свой век. Самый его патриотический порыв — облегчить труд народа — был глубоко чужд правящей вер хушке. С позиций этой феодальной вер хушки, обладавшей даровой рабочей си лой, изобретения Ползунова не имели ни какой ценности. Однако передовые люди того времени понимали значение его трудов, незауряд ность этой крупной личности. «Муж, де лающий истинную честь своему Отечест ву»,— так охарактеризовал Ивана Иванови ча Ползунова Эрик Лаксман, известный естествоиспытатель, корреспондент Линнея, проживавшйй некоторое время в Барна уле. Стремление облегчить труд народа при помощи техники властно владело и другим алтайским новатором — Козьмой Фроло вым. Только рубежи его идей оставались в пределах гидротехники. До конца пре данный ей, Козьма Дмитриевич не ставил целью уничтожить власть воды, зато он создал множество самых различных гидро сооружений. Происходивший из семьи уральского мас терового, Козьма Фролов окончил ту же екатеринбургскую горнозаводскую школу, что и Ползунов. Еще на Урале он стал из вестен конструкцией автоматической рудо обогатительной фабрики. Прибыв на Ал тай, Фролов построил здесь три таких фаб рики. Преодолевая мелкие и крупные козни косных кабинетских чиновников, Фролов упорно шел к главной цели своей жизни — созданию сверхмощных вододействующих машин. Эту цель он осуществил в Змеино- горске, поставив на службу рудникам гран диозную гидротехнику. Размеры его Воз несенской машины, часы пуска которой изобретатель назвал для себя «совершен ным счастьем», можно представить по ди аметру водоналивного колеса — восемнад цать метров! Козьма Дмитриевич — автор мощнейшей деривационной установки кас кадного типа, в которой один и тот же во дяной поток приводил в действие несколь ко водоналивных колес. Знаменитый гидротехник закончил свой жизненный путь на семьдесят четвертом году. Даже царский кабинет не смог не оценить его заслуг. К концу жизни Фролов был членом горного совета в Барнауле, имел чин берггауптмана. Сын Козьмы Фролова Петр Козьмич, на чиная с 1817 года, в течение тринадцати лет был начальником горного округа. Впер вые на этом посту оказался внук мастеро вого, к тому же из племени неугомонных искателей, изобретателей невиданных тех нических новшеств. Их немало связано с именем младшего Фролова. Он построил первую в России рельсовую дорогу для пе ревозки грузов. Ему принадлежит конст рукция плоскодонных судов, курсировав ших по малым рекам Алтая. Он занимался внедрением кокса в черную металлургию, стремился продолжить дело своего отца в области гидротехники. Большой и светлый след оставил Петр Козьмич в нашем городе. Именно в его бытность развернулось в Барнауле строи тельство «уголка Петербурга» — новой го родской площади, были заложены многие прекрасные здания, учреждена должность городского архитектора. По его инициати ве построена бумажная фабрика, первая в Барнауле типография. Приезжая по его вызову в Барнаул, гор ные инженеры и чиновники везли для сво его начальника коллекции горных пород, образцы заводских инструментов, орудий труда русских крестьян и алтайцев. Не обычный начальник проявлял постоянный интерес к истории родного края. Он отдал распоряжение построить модель машины Ползунова, а также водоподъемных ма шин, возведенных его отцом. На барнауль ском заводе появились небывалые про фессии. Некий лекарский ученик обретал ся «при чучельном мастерстве». Это был препаратор, мастеривший чучела животных и птиц. В 1827 году в городе был основан пер вый в Сибири краеведческий музей. Хотя «приставом» в музее был назначен шихт- мейстер Тистров, Фролов нередко сам со провождал посетителей и давал им разъ яснения. По его инициативе была заве дена уникальная книга «Собственноручных подписей особ, почтивших своим посеще нием барнаульский музей», Первую запись в книге сделал немецкий натуралист и пу тешественник академик Александр Гум больдт. М ожно назвать целую плеяду горноза водских изобретателей. Это сын барна ульского мастерового Павел Ярославцев, горный инженер Степан Литвинов, тепло техник Поликарп Залесов, сын крестьяни- на-рудознатца Дорофей Головин и многие Другие. Жизнь их была нелегкой, многие изобре тения остались неосуществленными. Поликарп Залесов разработал проект первой русской турбины. Начальник заво дов Эллере признал осуществление проек та неблаговременным. Степан Литвинов сконструировал воздуходувную машину. Тот же Эллере положил проект под сукно. Литвинов, используя опыт Ползунова, изо брел паровую машину двойного расшире ния. Строить машину признали нецелесо образным. И все-таки талантом и одержимостью, силой воли и самоотверженностью, трудом и терпением удавалось многое построить, внедрить, «употребить в пользу народ ную», как тогда говорили. Город контрастов В 1780 году Колыванская область была значительно расширена. В нее вошли две надцать уездов: Барнаульский, Колыван- ский, Томский, Нарымский, Красноярский, Канский, Енисейский, Туруханский, Семипа латинский, Чарышский, Бийский и Кузнец кий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2