Сибирские огни, 1980, № 8
150 МАРК ЮДАЛЕВИЧ безотрывно смотрел в кипящую лаву и в нужный момент подавал сигнал. Безвестного мастера отличало уникаль ное чутье. Но было в Барнауле и на Алтае немало выходцев из народа, крестьянских и солдатских детей, которые опирались не только на практический опыт и интуицию, а и на самые значительные достижения тогдашней науки. Отрывая часы у сна и отдыха, эти люди изобретали, вычисляли, чертили, писали ту пым и равнодушным чиновникам бесконеч ные докладные и просьбы, доказывая пря мую необходимость предлагаемого ими, выстраданного ими новшества. Часто на «собственный кошт» овеществляли они свои замыслы; отрывая средства от своего скуд ного бюджета, строили новые машины, монтировали механизмы, Характерно, что эти энтузиасты, как правило, обгоняли свой в-зк, и полностью значение их изобретений и открытий, за самым редким исключени ем, понималось только после их смерти. Крупнейшим из них был солдатский сын Иван Иванович Ползунов. Детство великого теплотехника, творца «огненного действуя» машины прошло на Урале. Четырнадцати летним подростком он кончает екатерин бургскую горнозаводскую школу и в долж ности «механика ученика» работает на ка зенных уральских заводах. В 1748 году Иван Иванович, с группой уральских специали стов, переводится в Барнаул техником по уоету выплавляемого металла. В 1750 году получает чин унтер-шихтмейстера. За этими довольно обыденными события ми шла совершенно необыкновенная по напряженности, богатству раздумьями и волнениями внутренняя жизнь. Две страсти владели Ползуновым. Отнюдь не пона слышке зная тяжелый труд работных лю дей, добывающих и плавящих руду, он мечтал изыскать способы облегчить этот труд. Второе, не менее сильное устремле н и е — тяга к техническому творчеству. Именно в техническом прогрессе молодой механик видел путь к улучшению условий заводского и рудничного труда. Ш ироко известно только одно изобрете ние Ползунова — его тепловой двигатель постоянного действия. Но Ползунов зани мался изобретательством беспрерывно. Он сконструировал и построил гидросиловую установку деривационного типа, доказав производственную необходимость и рацио нальность именно таких установок. Нов шество просуществовало недолго, сообра жения Ползунова горным начальством во внимание приняты не были. Продолжил его дело другой изобретатель из народа — Козьма Дмитриевич Фролов. Ползунов предложил экономичный способ постанов ки грузовых судов на зимнее хранение. Предложение было отвергнуто. Он разра ботал проект о средствах связи и способах сигнализации на судах в навигационное время. Проект был осуществлен далеко не полностью. М ожно привести и другие подобные фак ты. Впрочем, самый разительный из них — судьба главного изобретения Ползунова, дела всей его жизни. Именно работая над ним, Ползунов сформулировал свое жиз ненное кредо: «Облегчить труд по нам грядущим». Огненная машина была не только самым значительным озарением не утомимого творца и искателя, но и огром ным поворотным событием в технической мысли того времени. Как уже говорилось, заводы в те времена строились на реках. Водная энергия служила основой тогдаш ней энергетики. Барнаульский механик поставил целью «водяное руководство пресечь». Машина не нуждалась в водной энергии. Это был универсальный двигатель. Чтобы по достоинству оценить эту идею Ивана Ползунова, приведу известные слова Карла Маркса о Джеймсе Уатте: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил... его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универ сальный двигатель крупной промышленно сти». Огромная значимость открытия Ползу нова для алтайских заводов была совер шенно очевидна. Проект механика с запис кой, в которой он объяснял свои цели, по пал в Петербург. Президент берг-коллегии профессор Шлаттер сказал о машине не сколько лестных слов. Ползунов был осо бым указом повышен в звании, ему на значили денежную награду. Но о строи тельстве машины в указе не было сказано ни слова. Почти за полтора века существования на Алтае горного округа в нем сменилось двадцать пять начальников. Большинство из них не знало горного дела и не поддержи вало технических новшеств. Но в шестиде сятые годы, когда Ползунов подал свой проект, главным командиром Колывано- Воскресенского горного округа был гене рал Порошин, прогрессивный и решитель ный человек, высоко ценивший одаренного изобретателя. Порошин принял самостоятельное реше ние, освободил Ползунова от всех других обязанностей, дал ему в помощь несколь ко рабочих и приказал строить машину. В немыслимый по тем временам срок — за два года — Иван Иванович со своими людьми воздвиг огневую машину. Однако эта самозабвенная работа взяла у него все силы. Великий механик умер от скоротечной чахотки 16 мая 1766 года в возрасте 38 лет. До пуска своего детища он не дожил семи дней. Машина Ползуно ва проработала три месяца и при неполной нагрузке дала за это время одиннадцать тысяч серебром чистой прибыли. После ухода Порошина в отставку его преемник Ирман решил уничтожить двига тель Ползунова. Царский кабинет, никак не решавшийся дать добро на постройку ма шины, немедля согласился на ее уничто жение. Позорный акт уничтожения двигателя, со ставляющего славу отечественной техники, произошел в 1780 году. Городские ребя тишки еще много лет спустя играли в прятки в огромных медных цилиндрах пол- зуновской машины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2