Сибирские огни, 1980, № 8

150 МАРК ЮДАЛЕВИЧ безотрывно смотрел в кипящую лаву и в нужный момент подавал сигнал. Безвестного мастера отличало уникаль­ ное чутье. Но было в Барнауле и на Алтае немало выходцев из народа, крестьянских и солдатских детей, которые опирались не только на практический опыт и интуицию, а и на самые значительные достижения тогдашней науки. Отрывая часы у сна и отдыха, эти люди изобретали, вычисляли, чертили, писали ту­ пым и равнодушным чиновникам бесконеч­ ные докладные и просьбы, доказывая пря­ мую необходимость предлагаемого ими, выстраданного ими новшества. Часто на «собственный кошт» овеществляли они свои замыслы; отрывая средства от своего скуд­ ного бюджета, строили новые машины, монтировали механизмы, Характерно, что эти энтузиасты, как правило, обгоняли свой в-зк, и полностью значение их изобретений и открытий, за самым редким исключени­ ем, понималось только после их смерти. Крупнейшим из них был солдатский сын Иван Иванович Ползунов. Детство великого теплотехника, творца «огненного действуя» машины прошло на Урале. Четырнадцати­ летним подростком он кончает екатерин­ бургскую горнозаводскую школу и в долж ­ ности «механика ученика» работает на ка­ зенных уральских заводах. В 1748 году Иван Иванович, с группой уральских специали­ стов, переводится в Барнаул техником по уоету выплавляемого металла. В 1750 году получает чин унтер-шихтмейстера. За этими довольно обыденными события­ ми шла совершенно необыкновенная по напряженности, богатству раздумьями и волнениями внутренняя жизнь. Две страсти владели Ползуновым. Отнюдь не пона­ слышке зная тяжелый труд работных лю ­ дей, добывающих и плавящих руду, он мечтал изыскать способы облегчить этот труд. Второе, не менее сильное устремле­ н и е — тяга к техническому творчеству. Именно в техническом прогрессе молодой механик видел путь к улучшению условий заводского и рудничного труда. Ш ироко известно только одно изобрете­ ние Ползунова — его тепловой двигатель постоянного действия. Но Ползунов зани­ мался изобретательством беспрерывно. Он сконструировал и построил гидросиловую установку деривационного типа, доказав производственную необходимость и рацио­ нальность именно таких установок. Нов­ шество просуществовало недолго, сообра­ жения Ползунова горным начальством во внимание приняты не были. Продолжил его дело другой изобретатель из народа — Козьма Дмитриевич Фролов. Ползунов предложил экономичный способ постанов­ ки грузовых судов на зимнее хранение. Предложение было отвергнуто. Он разра­ ботал проект о средствах связи и способах сигнализации на судах в навигационное время. Проект был осуществлен далеко не полностью. М ожно привести и другие подобные фак­ ты. Впрочем, самый разительный из них — судьба главного изобретения Ползунова, дела всей его жизни. Именно работая над ним, Ползунов сформулировал свое жиз­ ненное кредо: «Облегчить труд по нам грядущим». Огненная машина была не только самым значительным озарением не­ утомимого творца и искателя, но и огром ­ ным поворотным событием в технической мысли того времени. Как уже говорилось, заводы в те времена строились на реках. Водная энергия служила основой тогдаш­ ней энергетики. Барнаульский механик поставил целью «водяное руководство пресечь». Машина не нуждалась в водной энергии. Это был универсальный двигатель. Чтобы по достоинству оценить эту идею Ивана Ползунова, приведу известные слова Карла Маркса о Джеймсе Уатте: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, который он получил... его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универ­ сальный двигатель крупной промышленно­ сти». Огромная значимость открытия Ползу­ нова для алтайских заводов была совер­ шенно очевидна. Проект механика с запис­ кой, в которой он объяснял свои цели, по­ пал в Петербург. Президент берг-коллегии профессор Шлаттер сказал о машине не­ сколько лестных слов. Ползунов был осо­ бым указом повышен в звании, ему на­ значили денежную награду. Но о строи­ тельстве машины в указе не было сказано ни слова. Почти за полтора века существования на Алтае горного округа в нем сменилось двадцать пять начальников. Большинство из них не знало горного дела и не поддержи­ вало технических новшеств. Но в шестиде­ сятые годы, когда Ползунов подал свой проект, главным командиром Колывано- Воскресенского горного округа был гене­ рал Порошин, прогрессивный и решитель­ ный человек, высоко ценивший одаренного изобретателя. Порошин принял самостоятельное реше­ ние, освободил Ползунова от всех других обязанностей, дал ему в помощь несколь­ ко рабочих и приказал строить машину. В немыслимый по тем временам срок — за два года — Иван Иванович со своими людьми воздвиг огневую машину. Однако эта самозабвенная работа взяла у него все силы. Великий механик умер от скоротечной чахотки 16 мая 1766 года в возрасте 38 лет. До пуска своего детища он не дожил семи дней. Машина Ползуно­ ва проработала три месяца и при неполной нагрузке дала за это время одиннадцать тысяч серебром чистой прибыли. После ухода Порошина в отставку его преемник Ирман решил уничтожить двига­ тель Ползунова. Царский кабинет, никак не решавшийся дать добро на постройку ма­ шины, немедля согласился на ее уничто­ жение. Позорный акт уничтожения двигателя, со­ ставляющего славу отечественной техники, произошел в 1780 году. Городские ребя­ тишки еще много лет спустя играли в прятки в огромных медных цилиндрах пол- зуновской машины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2