Сибирские огни, 1980, № 8
ГОРОД за в и д н о й судьбы 149 нозаводском Барнауле и Алтае, где не фи гурировали бы беглые люди. На барнаульском и других кабинетских заводах не было ни пролетариата, ни даже предпролетариата. Здесь работали кре постные крестьяне, мечтавшие прежде все го о вольной жизни. Но, несомненно, в за водском труде появлялись черты коллек тивизма, а вместе с профессиональными навыками — любовь к своей профессии. Примечательную в этой связи легенду рас сказал мне коренной барнаулец, сын рабо- чего-железнодорожника и сам машинист тепловоза Дмитрий Артамонович Зверев. Когда в деревянном срубе сгорел святой протопоп Аввакум, христолюбы, ревнители древлеотческой веры, пошли за хмурый каменный пояс в Сибирь-землю и на Ал тай, в поднебесный камень, где рыбешку ловят ведром и пернатых берут руками. Пошли спасаться от ереси и безверия. В дикой лощине, помолясь на скорбные лики, три старообрядческих семьи постави ли просторные дома. Жили бестревожно, благостно, вдали от антихристовых козней и мирской суеты. Однажды забрел прохо жий табашник, но и того позже нашли мертвецом. Ш ибко часто в горах обвалы. То камнепад, то лавина. Больше годиков этак двадцать гости не появлялись. Уже не три дома, а добрый десяток был разбросан окрест. И — на тебе! — али с неба, али еще от куда, на Успенье явился пришлый человек. И никто не видел, как он сумел пробраться в село потаймя, как явился и как ушел, и отчего не лаяли на него собаки, что из ладил с ними варнак. А уставщик, доселе грозный и еще креп кий старик, сразу одряхлел, сделался ко всем жальливым, часто пускал старческую слезу и все повторял: «Дале идите, дале. В камень, в чернь, горегляды». Но что возь мешь со старика, если жизнь его на излете? Однако зазря не вняли провидцу. Еще молотили хлеба, когда в село нагрянула солдатня. Осквернили в гульбище поселок. Жрали брагу, лапали девок, курили в избах табак. Оседлали лучших коней и, сами верши, пешими погнали кержацких парней. Среди них был и Смарагд с братом Мартыном. Вышел конец селенью. Страстотерпцы подожгли избы. Кто вознесся ко господу, кто исчез в тайге. А парни оказались далеко от тех мест в заводском посаде, где им велено было ро- бить безо лжи на бесовские прихоти цари цы-блудницы Катьки. К плавильне парней не допускали. Они счищали снег, долбили лед, таскали шлак. О круг все было чужим и грешным. Завод коренастый, присадистый все дымил посре ди домов. Хмуро глядели староверы. Это, видно, в отместку им, ненавидящим таба- куров, клубился вонючий дым над поса дом. По весне Смарагд с Мартыном налади лись в бега. Но в апреле Смарагд занемог простудной хворью, и Мартын ушел один. — Прознаю дороги и вольные места и приду за тобой. Жди, брательник, приду. И сгинул. А Смарагда поставили к пла- вильне-печи. Тяжко было возле нее. Жар, как в аду, дух тяжелый. С утра до ночи таскал Смарагд шихту, подбрасывал уголь, волок бадьи с жидким металлом. Под вечер дышал с присвистом, и руки д ро жали. Одна была радость — начал Смарагд мо- роковать в плавильном деле. И скоро пла вильщик определил его подручным, а иног да доверял и самому вести плавку. А весной один верный -человек велел Смарагду идти на гору, в сосновый бор, в потайной кабак. Смарагд пришел, как стемнело. В кабаке ждал его Мартын. И вот снова Смарагд в горах, где стоит в туманном распадке новое село, избы с веселыми коньками на кровле. Поклонился парень братьям по вере древлеотческой, неоскверненной, святой, ибо не та вера свята, которая мучит, а та, которую мучат. Стал жить на воле. Вдоволь было и мяса всякого, и рыбы красной, и грибов, и ягод сладких, и лесного меда, и ореха. Добыл себе Смарагд ружьишко, добыл и пушнины. Зимой носил хорьковую шубу, соболью шапку, медвежьи рукавицы. И даже поглядывала на него одна кержач ка с тяжелой — на трех подружек росла — косой. Однако стал примечать Мартын, что тос кует его младший братуха. Ничто ему не мило. Ходит хмурый, безулыбный. «Чего ты, паря? Аль на заводе стряпуха какая присушила?» Молчит Смарагд. Только одному человеку поведал он о своей кручине: чернобровой кержачке. А тосковал Смарагд, странно сказать, по адовой, жуткой плавильне. Во сне чуть не каждую ночь пробивал он летку, и по же лобу тяжелым кипящим ручьем плыл се ребристый металл. «Не забьют тебя, как воротишься?» — спросила девушка. «Может, и забьют». Вздохнула кержачка. Долго . молчала. После молвила: «Чо ж, иди...» Мужи, делающие честь своему Отечеству Безусловно, не только Сороки, но и Сма рагды были среди бергалов. Были люди, влюбленные в свое дело, одержимые им, несмотря на нечеловеческие условия тру да, дикий произвол начальства. Именно их усилиями, вопреки всему, ширились заво ды, росли и украшались города. И они, большею частью самоучки, нередко ста новились крупными, даже выдающимися специалистами своего дела. Сохранилось свидетельство путешествен- ника-иностранца о некоем старике, кото рый, будучи приставлен к плавке серебра, умел определять, когда металл готов к от ливке. Сквозь маленькое отверстие старик
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2