Сибирские огни, 1980, № 8
148 МАРК Ш АЛЕВИЧ — ........ . . _ .. 1 - . . .. ___ :------------------------------- ребляли солдат и казаков «в чрезмерных работах». Канцелярия, разобрав это дело, пришла к выводу, что рапорт премьер-майора Туя- сова с притязаниями на увеличение жа лованья неоснователен и даже, более того, вреден. Канцелярия считала, что повышать плату за данные работы «есть погреши- тельно, и не можно, и опасно»; «Оное он, Туясов, распложает, а может быть и глав ным своим командирам внушает неосмо трительно, отчего гарнизонные солдаты и нерегулярные казаки могут придти в сла бость и непослушание». Наконец, горноза водское начальство напоминало, что «...оная на заводах работа не партикулярная, но так же, как в прочих местах, для пользы и сла вы высочайшего ее императорского вели чества интереса». И царский кабинет в Петербурге, и командующий войсками ге нерал Киндерман в Омске с выводами бар наульского начальства полностью согласи лись. М ожно было бы назвать этот произвол беспрецедентным, если не брать в расчет положение работных людей на алтайских заводах. В отношении бергалов, как их на зывали, вообще не существовало никаких законов. Историки неоднократно отмечали, что закон на Алтае шел позади заводской практики. Это означало, что горные инже неры, техники, урядники, надсмотрщики, канцеляристы, писцы могли делать с работ ными людьми все, что хотели. Положение усугублялось засилием иноземцев. Цар ский кабинет брал их на- службу весьма охотно. В Барнауле, как впрочем и в д ру гих местах, командные должности занима ли специалисты из саксонских немцев. Сре ди них находились люди, которым были чужды, а подчас и ненавистны русские про столюдины с их охватистым умом, широтой характера, зачастую бунтарскими наклон ностями. На заводе установилось множество пра вил, издевательски регламентировавших жизнь работных людей. Бергалов наказы вали не только за невыполнение «урока», но и за то, что сделано больше, чем зада но. В народе говорили: «Недоробишь — бьют и переробишь — бьют». Бергал дол жен был не только почтительно здоровать ся с начальством, но и, не видя начальни ка, а просто проходя мимо его дома, снимать шапку и кланяться. Работному че ловеку не разрешалось у себя дома зажи гать огонь после определенного часа, не позволялось уходить из посада дальше определенного расстояния. Людей, на чьих плечах лежало огромное дело преобразования края, людей, добы вавших богатства для страны, нещадно били батогами, прогоняли сквозь строй, истязая шпицрутенами. Наторевшие в этих делах урядники придумывали различные изощ ренные наказания. Привязывали голыми к дереву на съедение комарам и прочему гнусу, сажали в чан с ледяной водой. «...они возьми да лишку и сробь,— вспо минал старый, бергал.— Он, пристав-то, и рассерчал... Рассерчал да всех их в чан, в воду со льдом по горло и посадил... По садил, да и забыл, видно: гости у него бы ли, жена именинница... Ну, кто покрепче, продрожал, а девятеро ко дну пошли, за мерли... Стали их выгружать, да и тех, ж и- вых-то, в холодник тащат... Они и молят из милости: «Батюшки, живы, дескать, мы еще...»— «Э-э, домерзнут, говорит, в холод- нике, тащи и их туда...» Трагедия усугублялась тем, что работа на заводе была бессрочной. Бергалов от пускали только по глубокой инвалидности, с заключением лекаря: «Дрожит в коленях и с великим напором переводит дух»; «Подвержен пахотным припадкам и слеп нет на оба глаза»; «Задышлив, ходит с тру дом, тело в расчесах». Естественно, что такое положение ра ботных людей не могло не вызывать про теста. Известны случаи, когда бергалы под нимали руку на урядников и даже офи церов. Но чаще протест носил другой характер. Дерзкое слово, «поносная» пес ня, прямое неповиновение, несмотря на угрозы и истязания, и самая распространен ная форма — бегство. В Алтайском краевом архиве, что находится в перестроенной церкви на Большой Олонской улице, хра нятся послужные списки, формуляры «за водских служителей». Во многих из них есть пометки о бегстве и последовавшем за тем наказании. Обычно это было нака зание шпицрутенами. Случалось, и доволь но часто, что пойманного беглеца забивали насмерть. Бывало, что бергал умирал, недо получив назначенное количество ударов. Тогда «додавали» мертвому. А если раньше срока терял сознание,— приводили в чув ство и продолжали экзекуцию. Все это не останавливало работных лю дей. Были такие, что бежали по нескольку раз, а в промежутках возводили на себя самые тяжкие преступления, какие только могли придумать, чтобы попасть на катор гу, «переменить участь», не оставаться на принадлежавших царской семье заво дах. Были и удачливые беглецы. Такие, что скитались по многу лет и даже вообще не попадали в.п о л е зрения солдат и при ставов. Об этих сметливых и смелых людях народ сложил множество легенд и сказов. Особенно популярен был герой этих сказов знатный беглец Сорока. Сорока наделен колдовской силой, заго ворен от пули — стрелять в него бесполез но. Однажды приставу удалось поймать Сороку. Заковали его в железа, посадили в темницу. Сорока руками развел — желе зо порвалось, дунул-плюнул — сквозь сте ны прошел. Гонялся пристав за Сорокой целый год. Снова изловил. «Теперь от тебя не отойдем ни на шаг». «Ладно,— гово рит,— только дайте воды испить». Принес ли Сороке воды, он пить не стал, а в ковш нырнул. Только его и видели!.. Изловили в третий раз. Теперь, говорят, воды не про си. Теперь мы тебя прикончим. «Воля ваша,— согласился Сорока.— Дайте только табачку курнуть допреж смерти». Курнул — и улетел с дымом. М ного легенд о беглецах. И нет, пожа луй, художественного произведения о гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2