Сибирские огни, 1980, № 8
ЗЕМЛЯКИ 137 ни в уренгойскую, ни в другие экспедиции Севера. Не имеющая ничего база произ водственного обслуживания должна была обеспечивать не только буровые, но и са мое себя. Вместе с подвозкой труб, долот, элеваторов и тысячи других мелочей, без каждой из которых немыслимо бурение, надо было заниматься строительством ка питальных помещений, оснащением цехов базы. Самой трудной позицией вырисовывался цех по ремонту турбобуров. Не было ав томатических ключей, стеллажей, стендов и других приспособлений для ремонта дви гателей. Пласты Уренгойского месторождения оказались богаты песчаником. Забитые песком турбобуры начали поступать в ре монт уже с первой скважины. Их восста навливали вручную. Марат вспомнил Альметьевск, где под его руководством были усовершенствова ны многие операции, вспомнил настоящих турбинщиков, с которыми интересно было работать, вспомнил забытый подъемник Кершенбаума, не применяемый с тех пор, как перестали разбирать и собирать вышки. Сдавать его Вторчермету — рука не под нималась. Как-никак, последний экземпляр.. Вдруг музею какому понадобится? Сказал о своем решении начальнику экспедиции. — Поезжай в Альметьевск,— ответил Подберезный. Главный инженер Альметьевского управ ления буровых работ Рашид Хасанович Фаткуллин встретил Мусина приветливо, задал пару вопросов об уренгойских делах и по ответам Марата Гатуфовича понял, что тот приехал «грабить», что-то выколачи вать для Уренгоя. Фаткуллин знал и пони мал, что уренгойцам, где в основном рабо тали альметьевские буровики, без их по мощи не обойтись, не добиться хороших показателей. Он охотно помогал Мусину, находил возможности передавать в интере сах большого государственного дела для уренгойской экспедиции неликвиды, от дельные узлы оборудования, элементы ма лой механизации, не без сочувствия думая о том, как они будут переправлять все это хозяйство на столь далекое расстояние. Но когда Мусин попросил подъемник Кершен баума, Фаткуллин удивился. — Для чего он вам? — Вот так надо,— ответил Марат, прово дя по горлу большим пальцем. — Добро! Что еще надо? — согласился Фаткуллин, угадывая, 'что Мусин выложил не все. — Двоих ребят, буровика и турбинщика, оформить к нам переводом. Соглашаясь на перевод инженеров, бу рильщиков и ремонтников, руководство УБР каждый раз сознавало, что им самим будет туговато оставаться без специалис тов. Но если не альметьевцы, то кто же бу дет поставлять готовые кадры для уренгой ской экспедиции? Начальник отдела бурения Всесоюзного промышленного объединения «Тюменьгаз- пром» Леонид Анатольевич Строгальщиков сказал: — Мы очень ценим буровиков Альметь евска. Из этого региона мы получаем наи более подготовленные кадры. Они гра мотны технически, очень трудолюбивы, выносливы. Сегодня по всему Приобью применяются многие методы работы луч ших передовиков «Татнефти». Если бы Мусин ограничился только двои ми! Наверняка — за каждым, оформлен ным переводом, пожелают или уже пожела ли поехать «по собственному желанию» на Уренгой еще двое-трое, которым пришлют вызов позже. Эти тоже будут не из послед него десятка. Фаткуллин был уверен, что посланник Уренгоя уже проверил их, да и знал некоторых лично. Если Мусин назвал бы их всех сразу, Фаткуллин все равно не отказал. Будучи в Альметьевске, Марат справлял ся о здоровье друзей-добытчиков. Но по сещал он их не ради визитов вежливости. Одновременно с самочувствием друге-про- мысловика Мусин интересовался лишним редуктором станка-качалки. Друг не допы тывался, зачем понадобилось промысловое оборудование. Знал, Марат не повезет за тысячу верст то, что не нужно. Взамен Мусин предложил Главному ме ханику Эскину автоматический ключ буро вой, в котором нуждались проходчики Та тарии и который пока еще нельзя было применить на Уренгое. Зато увез превен тор, без которого бурение на газовом месторождении вообще запрещено. Больше всех радовался такому поступле нию внефондового оборудования главный механик экспедиции Юрий Анатольевич Лукин. Это Лукин подсказал Мусину, что можно использовать редуктор станка-ка чалки для ремонта турбобуров. Списанный подъемник Кершенбаума то же сослужил добрую службу. С, его по мощью поднимали стены приземистого помещения турбинного цеха, наращивали фундамент. Цех стал выше. В нем теперь можно было установить все оборудование с подъемно-транспортными механизмами. После турбинного цеха занялись кузни цей. Рассчитывали на времянку — получи лась чуть ли не капитальная. В такой кузни це должен обязательно быть пневматиче ский молот, решил Мусин. Некоторые посмеялись: настолько нереальным показа лось это желание. А Марат Гатуфович уже хлопотал командировку в Москву. В Москве Мусин подключил альметьев ского коллегу, переведенного на работу в министерство, и тот помог выделить и быст рее отгрузить из Воронежа на перевалоч ную базу уренгойской экспедиции на реке Пур пятнадцатитонный молот. Долго путешествовал этот молот. Путь его лежал из Воронежа через Москву и множество других станций а Тюмень, где его погрузили на баржу и отправили к По лярному кругу по Оби. Заходил молот в Обскую губу, прошел Тазовскую губу и вы шел на финишную прямую экспедиции — реку Пур. Но случилось то, чего боялись более всего: Пур стал. Лед сковал баржу с моло том у Самбурга. Молот не дошел до места
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2