Сибирские огни, 1980, № 8

136 ИЗАИЛ ЗАРИПОВ других городах Западной Сибири сегодня немало ханты и манси, поступивших рабо­ тать на буровые и промыслы Тюменского главка. Подберезный надеялся и на Урен. гое, по возможности, привлечь к работе в экспедиции жителей тундры. ...На небе не было видно ни луны, ни звезд. Покров полярной мглы раздвигали только ровные стрелы колючей поземки, мелькавшие в свете фар, ограничивая ви­ димость. Вдруг, чуть ли не под самыми ко­ лесами, поземка завихрилась. Ее стрелы били вверх, образуя сугроб. Ш оф ер резко затормозил. Лукин вылез из кабины, сту­ пил на сугроб и сквозь унты почувствовал мягкое тело. «Человек замерзает!» — мелькнула тревожная догадка. В ту же се­ кунду «замерзающий» встал перед ним во весь рост и, размахивая рукавами мали­ цы, принялся на чем свет стоит бранить Лу­ кина: — Чего спать не даешь? — Замерзнешь ведь, чудак. — Сам замерзнешь,— не унимался не- неЧ'— Я устал. Собаки устали. Спать хотим. Тебе в тундре места мало, да? Иди своей дорогой. А то собак разбудишь, замерз­ нут тогда,— уже по-доброму закончил он. Лукин заметил занесенные снегом нарть! и живые комочки прижавшихся друг к дру­ гу собачьих те.л. — Как тебя зовут? — спросил Лукин. — Солиндер. — Далеко до Уренгоя? — ^Два перехода,— ответил Солиндер и вдруг испуганно предупредил: — Не ходи Уренгой. Плохой Уренгой. Гнилое место — Уренгой. Там наших много пропадало. Ва­ шим совсем будет плохо,— и снова зава­ лился в сугроб. Долго обсуждали эту встречу в экспеди. ции, когда остановились на ночлег, подкре­ пились разогретыми в костре консервами и согрелись крепким, по-татарски заварен­ ным чаем. На местных жителей рассчиты­ вать, значит, нечего. Никто из них в Урен­ гой, конечно, не пойдет. Во всяком случае, на первых, самых тяжелых порах. ...Это был первый рассказ, услышанный мной в Уренгое от альметьевских земля­ ков, которые прибыли сюда пять лет на­ зад не то, чтобы на нербжитое — на совер­ шенно голое место, где, кроме прости­ равшейся на тысячи километров вечной мерзлоты под снежным покровом тундры, не было ничего. Сорок буровиков вбили первый колышек в тундру. Звонко щелкнул и поплыл пер­ вый металлический голос. Появились первые палатки. Буровики на­ чали строить производственные помеще­ ния базы. Из Надыма продолжали подво­ зить материалы,’ оборудование. Один из характерных эпизодов этого времени: — Наш экипаж собирался вылететь в На­ дым,— рассказывает командир вертолета Виктор Григорьевич Кузнецов.-— Неожидан­ но погода испортилась. Ударил ветер. Не подул, а именно — ударил. С корость— 30 метров в секунду. М ороз — под сорок. Наш вылет перенесли на утро. К утру ве­ тер не стих. Похоже было, что пурга заря­ дила на неделю. Здесь такое бывает часто. С рассветом поднялась метель. Вылеты бы­ ли запрещены повсюду. И вдруг по рации получаем сообщение, что с линии ^чера не вернулись в свои гаражи десятки машин с грузом из Пангоды. Ясно, что они не смог­ ли пробиться через снежные заносы, и шо­ феры вместе с бригадами такелажников остались ночевать в тундре. Мы запросили вылет. Нам разрешили. Едва поднялись в воздух, как Уренгой тут же скрылся из ви­ ду. Взяли курс на Пангоду. Приборы пока­ зывают: здесь идет зимник. Но дороги не видно. Спускаемся ниже: на снегу темнеет что-то. Различаем кабину КрАЗа. Километ­ рах в трех — другая машина. Водитель, уви­ дев вертолет, замахал руками. Мы дали знак: видим! Садились возле каждой маши­ ны и, не останавливая винтов, брали на борт такелажников. Никто из ребят не по­ морозился ночью. Они пустили в ход па­ яльные лампы: разогревали кабины, кипя­ тили в котелках чай из снега, согревались кто как мог. За один рейс всех взять не удалось. Делали несколько вылетов, боясь только одного: как бы не плюхнуть нашу винтокрылку в глубокий снег, который мог засосать ее. Перед последним заходом один из такелажников, увидев, что верто­ лет полон, вернулся за паяльной лампой и попросил нас сесть возле соседней маши­ ны: «Лампу им оставить надо»,— говорит. «Мы же вернемся скоро за ними»,— по­ ясняем. «Ты с ума сошел! — возмущает­ ся.— А вдруг не вернетесь! Вон как закру­ чивает». Так и пришлось сесть возле сосед­ ней машины, чтобы оставить паяльную лампу. В Уренгой мы вывезли всех живы­ ми, невредимыми в тот же день, Из всех альметьевцев в Уренгое самый большой стаж у Марата Мусина. После окончания института он работал механи­ ком по ремонту бурового оборудования. На Север приехал в 1972 году. Начинал с газового месторождения Медвежье. Затем новые поисковые и разведочные экспеди­ ции. Новые кочевья. Не успела Мархаба приехать к нему и обжиться в Ныде, его перевели в Пангоды. Догнала она Марата на Уренгое, уже с сыном, родить которого ездила в Альметьевск. Сын живет на Севе­ ре с трехмесячного возраста. Настоящий растет северянин. Подберезный, отлично знавший профес­ сиональные качества, организаторские спо­ собности, хватку и деловую предприимчи­ вость Мусина еще по Альметьевску, поста­ вил его на Уренгое во главе самого важного участка — базы производственно­ го обслуживания. Уренгой с первых дней захлестнул Мара­ та навалом самых различных дел. От его разворотливости во многом зависела быст­ рота создания экспедиции, комплектова­ ние всех служб подготовки производства надежными кадрами, обеспечение буровых всем необходимым, даже тем, чего не бы­ ло в достаточном количестве доставлено

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2