Сибирские огни, 1980, № 8
136 ИЗАИЛ ЗАРИПОВ других городах Западной Сибири сегодня немало ханты и манси, поступивших рабо тать на буровые и промыслы Тюменского главка. Подберезный надеялся и на Урен. гое, по возможности, привлечь к работе в экспедиции жителей тундры. ...На небе не было видно ни луны, ни звезд. Покров полярной мглы раздвигали только ровные стрелы колючей поземки, мелькавшие в свете фар, ограничивая ви димость. Вдруг, чуть ли не под самыми ко лесами, поземка завихрилась. Ее стрелы били вверх, образуя сугроб. Ш оф ер резко затормозил. Лукин вылез из кабины, сту пил на сугроб и сквозь унты почувствовал мягкое тело. «Человек замерзает!» — мелькнула тревожная догадка. В ту же се кунду «замерзающий» встал перед ним во весь рост и, размахивая рукавами мали цы, принялся на чем свет стоит бранить Лу кина: — Чего спать не даешь? — Замерзнешь ведь, чудак. — Сам замерзнешь,— не унимался не- неЧ'— Я устал. Собаки устали. Спать хотим. Тебе в тундре места мало, да? Иди своей дорогой. А то собак разбудишь, замерз нут тогда,— уже по-доброму закончил он. Лукин заметил занесенные снегом нарть! и живые комочки прижавшихся друг к дру гу собачьих те.л. — Как тебя зовут? — спросил Лукин. — Солиндер. — Далеко до Уренгоя? — ^Два перехода,— ответил Солиндер и вдруг испуганно предупредил: — Не ходи Уренгой. Плохой Уренгой. Гнилое место — Уренгой. Там наших много пропадало. Ва шим совсем будет плохо,— и снова зава лился в сугроб. Долго обсуждали эту встречу в экспеди. ции, когда остановились на ночлег, подкре пились разогретыми в костре консервами и согрелись крепким, по-татарски заварен ным чаем. На местных жителей рассчиты вать, значит, нечего. Никто из них в Урен гой, конечно, не пойдет. Во всяком случае, на первых, самых тяжелых порах. ...Это был первый рассказ, услышанный мной в Уренгое от альметьевских земля ков, которые прибыли сюда пять лет на зад не то, чтобы на нербжитое — на совер шенно голое место, где, кроме прости равшейся на тысячи километров вечной мерзлоты под снежным покровом тундры, не было ничего. Сорок буровиков вбили первый колышек в тундру. Звонко щелкнул и поплыл пер вый металлический голос. Появились первые палатки. Буровики на чали строить производственные помеще ния базы. Из Надыма продолжали подво зить материалы,’ оборудование. Один из характерных эпизодов этого времени: — Наш экипаж собирался вылететь в На дым,— рассказывает командир вертолета Виктор Григорьевич Кузнецов.-— Неожидан но погода испортилась. Ударил ветер. Не подул, а именно — ударил. С корость— 30 метров в секунду. М ороз — под сорок. Наш вылет перенесли на утро. К утру ве тер не стих. Похоже было, что пурга заря дила на неделю. Здесь такое бывает часто. С рассветом поднялась метель. Вылеты бы ли запрещены повсюду. И вдруг по рации получаем сообщение, что с линии ^чера не вернулись в свои гаражи десятки машин с грузом из Пангоды. Ясно, что они не смог ли пробиться через снежные заносы, и шо феры вместе с бригадами такелажников остались ночевать в тундре. Мы запросили вылет. Нам разрешили. Едва поднялись в воздух, как Уренгой тут же скрылся из ви ду. Взяли курс на Пангоду. Приборы пока зывают: здесь идет зимник. Но дороги не видно. Спускаемся ниже: на снегу темнеет что-то. Различаем кабину КрАЗа. Километ рах в трех — другая машина. Водитель, уви дев вертолет, замахал руками. Мы дали знак: видим! Садились возле каждой маши ны и, не останавливая винтов, брали на борт такелажников. Никто из ребят не по морозился ночью. Они пустили в ход па яльные лампы: разогревали кабины, кипя тили в котелках чай из снега, согревались кто как мог. За один рейс всех взять не удалось. Делали несколько вылетов, боясь только одного: как бы не плюхнуть нашу винтокрылку в глубокий снег, который мог засосать ее. Перед последним заходом один из такелажников, увидев, что верто лет полон, вернулся за паяльной лампой и попросил нас сесть возле соседней маши ны: «Лампу им оставить надо»,— говорит. «Мы же вернемся скоро за ними»,— по ясняем. «Ты с ума сошел! — возмущает ся.— А вдруг не вернетесь! Вон как закру чивает». Так и пришлось сесть возле сосед ней машины, чтобы оставить паяльную лампу. В Уренгой мы вывезли всех живы ми, невредимыми в тот же день, Из всех альметьевцев в Уренгое самый большой стаж у Марата Мусина. После окончания института он работал механи ком по ремонту бурового оборудования. На Север приехал в 1972 году. Начинал с газового месторождения Медвежье. Затем новые поисковые и разведочные экспеди ции. Новые кочевья. Не успела Мархаба приехать к нему и обжиться в Ныде, его перевели в Пангоды. Догнала она Марата на Уренгое, уже с сыном, родить которого ездила в Альметьевск. Сын живет на Севе ре с трехмесячного возраста. Настоящий растет северянин. Подберезный, отлично знавший профес сиональные качества, организаторские спо собности, хватку и деловую предприимчи вость Мусина еще по Альметьевску, поста вил его на Уренгое во главе самого важного участка — базы производственно го обслуживания. Уренгой с первых дней захлестнул Мара та навалом самых различных дел. От его разворотливости во многом зависела быст рота создания экспедиции, комплектова ние всех служб подготовки производства надежными кадрами, обеспечение буровых всем необходимым, даже тем, чего не бы ло в достаточном количестве доставлено
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2