Сибирские огни, 1980, № 7
90 ВЛАДИМИР ДВОЕГЛАЗОВ В вагоне плакали и болтали, бегали и дрались, старенькая седая учительница пыталась успокоить тех и других, а эшелон шел навстречу наступающим немецким войскам. В этот самый первый период эвакуации никто не предполагал, что врагу удастся в короткий срок так близко подойти к Ленинграду и что большинству детей, не увезенных сразу в глубокий тыл и размещенных ь пределах области по колхозам и узловым станциям, придется вернуть ся в город и пережить тяжелейшие месяцы блокады. Когда налетели «юнкерсы», Васька был занят дракой за место у окна с рослым, но неповоротливым шестиклассником Виталькой Кодо- лов'ым —борьба шла с переменным успехом. Зачем им понадобилось это место, ни тот, ни другой не знали, так как уже объявили, что через полчаса начнется выгрузка из вагонов; шестикласснику все же удалось о (теснить соперника, и в этот момент раздался чей-то ликующий воз глас: «Самолеты!» Кричавший, видно, не сомневался, что самолеты на ши, да и откуда здесь было взяться немецким?.. Шестиклассник и Вась ка прилипли носами к стеклу (места, оказывается, с лихвой хватило обоим), но увидеть ничего не смогли. В сотне метров от полосы отвода стоял высокий мачтовый лес; вдоль состава пробежали двое в железно дорожной форме, затем промчалась, громыхая, полуторка, и тут только среди ребячьего гама Ваське удалось расслышать нарастающий гул авиационных моторов. Подумав, что самолеты видны, быть может, из противоположных окон вагона, Васька бросился в ту сторону,—и тогда- то и ухнула эта бомба. С жутким железным лязгом тряхнуло вагон, зазвенели вынесенные взрывной волной стекла; запнувшись, Васька полетел на пол, ударив шись лбом об угол лавки. Тогда-то он и рассек левую бровь, и шрам, оставшийся на всю жизнь, вошел потом во все ориентировки по розыску особо опасного рецидивиста Лидера. Он не помнил, как удалось ему выбраться из вагона. По насыпи, истошно крича и обдирая в кровь коленки и локти, скатывались обез умевшие ребятишки. Старенькая седая учительница стояла у тамбура, прижимая к себе девочек-двойняшек в одинаковых ситцевых сарафанах; этих двойняшек Васька буквально час назад довел до слез, обозвав ду рами,—еще час назад они могли расстроиться по этому поводу!.. Вдоль вагона бежал какой-то карапуз, прикрывая голову серой матерчатой сумкой, из которой сыпались яблоки; малыш, должно быть, очень рас считывал на эту сумку, потому что, упав, он не стал подниматься, а только прикрыл получше затылок и больше не шевелился. Никто и не подумал бежать к лесу, где было хоть какое-то спасение,—наверное, потому, что оттуда с душераздирающим воем сирен, едва ,не задевая ла пами шасси верхушки сосен, пикировали на эшелон бомбардировщики. Но один человек, странно растопырив руки и спотыкаясь на каж дом шагу, шел все-таки к лесу, не обращая внимания на самолеты и не оглядываясь на горящую станцию и разбитый эшелон. Что-то страшно знакомое было в его долговязой фигуре, и Васька бросился к нему, словно к убежищу. Это был шестиклассник, с которым он только что— за минуту до налета—дрался у окна, и, быть может, именно это послед нее мирно е воспоминание и заставило его искать помощи в прошед шем, будто оно действительно могло вернуться. Шестиклассник двигал ся, однако, не прямо к соснам, а забирал все больше вправо. Васька бро сился к нему наперерез и, догнав, застыл от ужаса: вместо глаз у шести классника были две большие темные раны, кровь сгустками стекала по щекам и длинными тягучими комками падала с подбородка. Неуверенно ощупывая воздух окровавленными пальцами, ослепленный, контуже ный шестиклассник шел прямо на Ваську, пятившегося все ближе к лесу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2