Сибирские огни, 1980, № 7
ВЗГЛЯД НА НОВУЮ СЛОВЕСНОСТЬ 183 на в романе и черновая сторона техносфе ры. Проханов говорит от имени всех геро ев сразу. Он подчеркнуто романтичен. Высокая патетика его слов держится на лирико-романтической основе произведе ния. Проханов в романе пытается соеди нить несоединимое: старые эстетические и этические ценности и новую техносферу, памятники истории и нефтекомплексы, прошлое и будущее, и он соединяет эти понятия высоким напряжением духа, всего строя своего произведения. О прозе еще одного из представителей нового поколения советской литературы Вацлава Михальского можно сказать слова ми самого писателя: она «пронизана об щ и м теплом». Теплом человеческого уча стия, единения, сопереживания. И это по могает прозаику писать не только о том, свидетелем чему он был, но и о том, что происходило вне его личного опыта. Писать о минувшей войне, к примеру. Потому, что на войне как никогда нужно было это об щее человеческое тепло, и уже не мелкие фактографические реалии Великой Отече ственной войны, недоступные любому про заику молодого поколения, а факты чело веческого бытия на войне осмысливаются художником. Таковы его повести «Печка» и «Баллада о старом оружии». Последний из «сорокалетних», о ком я хочу сказать,— Анатолий Ким. «Корни» его, литературные и родовые, находятся на Дальнем Востоке. Перед нами развернутый во времени, беспрерывно длящийся мир радостного прозрения человека, понимание им своего величия, своей сущности. В пантеистиче ском порыве объединяются, находят об щий язык земля и ее обитатели: люди, растения, звери. М ы верим, например, что пса может охватить «беспредельная пе чаль, сопутствующая всякой неосуществлен ной судьбе...» Для русского читателя имя Анатолия Ки ма первоначально звучало как-то экзотиче ски: сюжеты на темы восточных легенд, неизвестный мир вещей, растений, живот ных. Но эта красивая этнография исчезла быстро, вернее, она была заслонена л ю бовью к людям, ощущением счастья жиз ни. Читая А. Кима, как-то по-новому чувству ешь необходимость первичных жизненных ценностей. Молодой писатель напомина ет нам: а ведь жизнь человеческая пре красна, какие бы беды ни были на ее пути. Недаром Эйти, герой повести «Собиратели трав», называет жизнь «удивительной сказ кой». Герои А. Кима умеют вносить «высо кую радость» в свой собственный мир. По стоянное сочетание поэзии и жизни, ре альности и условности, мира высшего и мира внутреннего вызывает богатый, раз ноцветный, никогда не кончающийся, стран ный «сон жизни», увиденный молодым та лантливым прозаиком. О б этих писателях многое еще можно сказать. Но главное — у каждого из них свое чувство пути, свое чувство судьбы. И их уже не заменишь никаким другим ма ститым именем. Да и по уровню письма, по уровню поднимаемых проблем, по сти листике своей новое поколение уже не уступает своим именитым предшественни кам. Просто критики до того привыкли ме рить маститость писателя его «узкой спе циализацией», приверженностью к одной теме, что считают — молодые до сих пор не могут определиться, ищут себе рамки. А дело-то уже сделано. Что было бы, про должай прозаики семидесятых послушно идти в ногу с маститыми? Ну, добавили бы от силы двоих в обойму «деревенщиков»— того же В. Личутина и В. Крупина; ну, в раз ряд «экспериментаторов» добавили бы А. Проханова, а дальше?.. Всем в старых обоймах, при всем желании, места не хва тит. Да и пора уже выпорхнуть из гнезда— возраст не тот... Если вспомнить, что Н. В. Гоголь в 26 лет написал «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. П. Чехов в 27 лет был уже автором «Сте пи», то надо не забывать, что В. Распутин к тридцати трем годам опубликовал «По следний срок», что к тридцати четырем м ы уже знали автора «Привычного дела» В. Бе- лова. При этом называли их «молодыми», ждали чего-то иного, более грандиозного, более близкого к классике. А оказалось, что это и есть новая классика. Может быть, и сегодня м ы имеем в прозе «сорокалет них» то, чем этак через десять лет гор диться будем. Может быть, м ы начнем уже называть повесть «Живые деньги» и роман «Шунгулешские зимовья» А. Скалона, ро ман «Место действия» А. Проханова, роман «Шахта» А. Плетнева, повести В. Шугаева и А. Кима, В. Маканина и А. Курчаткина доста точно серьезными достижениями всей на шей современной прозы, а не отдельными удачами молодых авторов... Право, как бы не оказаться нам в поло жении того, упомянутого однажды Ю. Бон даревым, критика, который писал: «Где зо лотой век отечественной литературы? Где Пушкин? Лермонтов? Где яркие таланты? Нет, м ы живем в период литературных су мерек, когда не на ком глаз остановить!» А в оглавлении журнала, где напечатана была эта статья, стояли имена Толстого и Тургенева. Немало ярких литературных имен этого нового поколения дала именно Сибирь. И если бы в статье В. Шапошникова разби рались и сопоставлялись вместо выбранных им писателей такие его земляки, как В. Чу гунов, В. Шугаев, А. Скалой, В. Сукачев, А. Ким, Е. Гущин, Ю. Скоп,— уже труднее было бы так решительно свергать их с пьедестала советской прозы. А там под растают молодые красноярцы Эдуард Ру саков, Олег Корабельникоо. Так что есть еще порох в пороховницах в сибирских ли тературных гнездах. И, ей-ей, зря в инте ресной статье Алексея Горшенина утверж дается, что «не появилось пока произведе ний, равных по силе таким (возьмем пока чисто производственную тему), как «Время, вперед!» В. Катаева, «Цемент» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Танкер «Дербент» Н. Крымова. Конечно, беря для примера произведе ния Б. Машука и Д. Константиновского, м о ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2