Сибирские огни, 1980, № 7
182 ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО литературе последнего времени нет этих героев? Не значит ли это, что литература стала односторонне подходить к самой жизни? Поколение семидесятых и взялось за ликвидацию этого пробела. Первое, что объединяет прозу сорока летних — это стремление к синтезу. Стремление поднять досконально изучен ный земной материал в «горние выси», в область философского постижения дейст вительности. От «чувственно конкретной телесности» они идут к «абстрактной все общности», даже на малом пятачке своих освоенных территорий решая всечеловече ские проблемы. По сути своей — они со зидатели, строители. Что будет с деревней дальше? Что будет с городом, вобравшим в себя большую часть вчерашней деревни? Кем он будет — новый горожанин, еще не обросший тра дициями, корнями, налаженным бытом? О б этом думают прозаики нового поко ления. Они уже занимают солидное место в те кущем литературном процессе, во многом определяя сегодняшнюю ситуацию. Владимир Личутин, к примеру, открывает нам свои законы построения человеческих характеров. Возьмем его повесть «Послед ний колдун». Все та же северная община, все тот же своебразный мир поморов. В. Личутин творит свою сагу. В «Последнем колдуне» м ы находим упоминание о геро ях предыдущей повести «Душа горит», сре ди действующих лиц — герои из повести «Время сваДеб». Но как по-разному рас кручивает автор цепь событий в каждой из повестей, заполняя все новое и новое зве но в творимом им мире северной деревни!.. Все более усложняются характеры героев при явном упрощении сюжета. Да есть ли вообще драматический сюжет в повести «Последний колдун»? Вот деревенская свадьба, вот жизнь артели плотников, вот медленное угасание деда Геласия, послед него колдуна деревни. Герои новой повести понимают общность свою с великим множеством людей. Уди вительное родство душ тех, кто сеет хлеб и ловит рыбу, тех, кто конструирует маши ны и шьет одежду, родство всех людей на земле — вот что помогает жить личутин- ским поморам. Его маленькая поморская община становится органичной частью всей страны. Это созидательное, связующее на чало определяет прозу не 'только Влади мира Личутина. Возьмем писателя, вроде бы абсолютно далекого от В. Личутина, — Александра Проханова. Труден был путь его до своего дома. До обретения себя в литературе. Мешал жур нализм, мешала писательская всеядность. Но, может быть, у этой его нынешней кос могонической, романтической картины ми ра, которую щедро сегодня демонстрирует нам А. Проханов, был тоже свой путь к чи тателю? Может, его самолету нужна была именно такая длинная взлетная полоса? Последний его роман называется ({Место действия». Перед нами — строительство большого сибирского нефтекомбината. Пе ред нами — фигура генерального директо ра Петра Пушкарева. Перед нами ломка традиций, привычек, законов маленького городка. И, наконец, перед нами встреча двух культур: культуры, обезличенной ма шинной индустрии, и культуры, выраста ю щ е й из вековой преемственности, из тра диций старинного сибирского городка. За какой из этих культур правда? Не ясно. Кто победит? Ясно. Стройка победит, хотел бы того генеральный директор или нет. Жизнь не остановишь, хоть и будешь цепляться за старые ободья уходящей в прошлое те леги. Понимает ли Пушкарев, что новострой ка— это не только созидание, но и разру шение? Да, понимает. Отсюда такая тяга к местной интеллигенции, необходимой стройке. Эта картина взята из жизни. Новые горо да быстрее обретают традиции, устойчи вость, налаженный ритм, если они созда ются на основе маленьких старинных го родков. Гораздо хуже обстоит дело с городами, возникшими на пустом месте. И вот устраивается выставка талантливо го местного художника в одном из пусту ю щ и х цехов, приглашаются местные писа тели— вести летопись стройки. Да и сама любовь Пушкарева к М а ш е Горшениной — своего рода «подсознательный расчет». Чтобы стать своим в этом городе, ему прежде всего надо стать своим хотя бы для одного человека. Пушкарев — герой по большому счету. Герой не рефлексирующий, не резонерст вующий, а ставящий великие цели. Литера тура последнее время слишком много уде ляла внимания «маленькому человеку» и построила немало надежных крепостей для его защиты. Но не пора ли вспомнить, что бессилие литературы таится в утрате со знания величайших задач своего времени. Не пора ли не только потрафлять слабому духом, но и служить сильному духом, ко торый тоже был вечно, который и вел всег да человечество вперед. Когда-то давно критик М. Меньшиков писал: «Чтоб стать великой, литература должна помочь об ществу сделаться великим и ¡верить, что это возможно». Стоит ли из большой литературы выдер гивать ее великую ось и пускать ее на ты сячи мелких, раздробленных мирков? Не бесконечное- множество задачек, а одну великую задачу ставит перед собой Пушкарев. И дело даже не в комбинате и его строительстве. Ну, построит он еще один комбинат, ну, от силы пять. А даль ше — что? Проходит время, комбинаты стареют, все меняется, тускнеет, блекнет. Чего же ради создавать? Ради создавания! Ради созидания! И ком бината, и человека! «Место действия» (это при всем много образии героев) — моно-роман. Никаких серьезных противников Пушкарева в рома не нет. Журналист Городков очень быстро сошел на уровень фельетонного персона жа. И это вряд ли случайно. А. Проханову, по-видимому, и не нужен был сугубо реа листический конфликт. Потому не показа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2