Сибирские огни, 1980, № 7
ВЗГЛЯД НА НОВУЮ СЛОВЕСНОСТЬ 181 единственное слово о времени, о мире, о человеке и о себе, которое никто, кроме прозаиков нового поколения, сказать не сможет. Литературные поколения в советской прозе, как правило, рождались сразу, друж но, и уже никак нельзя было отказать им в праве на существование. Их вызывали к жизни глобальные события: революция, война, XX съезд, ломка деревни. Поколе ние семидесятых — первое, если можно так выразиться, «спокойное» поколение совет ской прозы. И это стало еще одной причиной долгого непризнавания «сорокалетних». Не сразу, не вдруг, а как бы под при крытием сильной волны военной и дере венской прозы, появлялись на свет первые произведения корейца Анатолия Кима, по священные миру далекой Азии, событиям, не привычным для русского читателя. На другом конце страны работал над первыми повестями молодой архангелогородец Вла димир Личутин. Ездил по стране, полужур- налист, полупрозаик, стремительный моск вич Александр Проханов, склеивая из очер ковых сюжетов свои первые рассказы и повести. Не спеша приглядывался к новым москвичам, выходцам из самых глубинных районов России, к их врастанию в город, к ломке психологических эталонов и понятий бывших крестьян Владимир Маканин. Одни из них начинали на пороге семиде сятых, другие чуть ли не десятилетие спу стя... Д о времени они толком не знали друг о друге, не чувствовали потребности в этом знании. По привычным канонам, чуть ли не противоположными выглядели их инте ресы. Зачем бы потребовалось «деревенщи ку» В. Личутину'читать притчи Тимура Зуль- фикарова? Чему мог учиться у мастера короткого рассказа Владимира Крупина другой Владимир — Маканин, признавав шийся читателями за последователя Ю. Три фонова? Видимо, должно было прийти время, ког да освоены уроки предыдущего, пройдена школа художественного мастерства. Время обретения права на свое слово в литера туре. Здесь-то прозаики семидесятых и почув ствовали тягу друг к другу, свою о б щ у ю устремленность в будущее. Опираясь на реальное, земное начало, на присущий каждому свой собственный жизненный простор, они поднимают общечеловеческие проблемы. И на этом уровне становятся близкими друг другу А. Проханов и В. Су качев, В. Личутин и А. Ким, В. Михальскии и А. Курчаткин. «Духоподъемность» их про изведений не зависит от писательской ма н е р ы — тут гораздо важнее масштабность самой личности автора, соединение в од ном лице художника и мыслителя. Критик Евгений Сидоров неоднократно писал о не обходимости слияния воедино нравственно философского и реального, земного начала в образе. Но все- свои надежды на этот син тез, обязательно почему-то в романной ф о р м е выраженный, он относил куда-то в грядущее. Он не заметил все тех же «со рокалетних». Как не замечают их и участ ники нынешней дискуссии. Вот В. Шапошников пишет: «Как м ы зна ем, в каждом литературном типе есть два начала — социальное и общечеловеческое. То есть всякий типический характер наря ду с чертами, привитыми ему определен ной социальной средой, олицетворяет так же в себе в чистом виде и какое-то о б щ е человеческое качество, какую-то идею... Создать по-настоящему значительный, ти пический характер сейчас действительно очень трудно, ибо любая колоритная ф и гура, вышедшая из-под пера современного автора, непременно в чем-то будет повто рять давно известный, описанный в литера туре человеческий тип... Что же тогда, спрашивается, делать нынешнему бедному литератору?». Что делать? Да просто быть верным сво ему времени, знать свою эпоху. С этим со гласен и В. Шапошников, но почему тогда он не видит новых открытий? Да ж е в одну и ту же эпоху мож н о прекрасно живопи сать один и тот ж е тип, но под разным уг лом зрения. Посмотрите, как трансформи ровался гоголевский «деловой человек» Чичиков в гончаровского «делового чело века» Штольца. А разве не видна общность многих героев Гончарова и Тургенева? Тур геневский Лаврецкий, гончаровский Рай ский и даже флоберовский Фредерик из «Воспитания чувств»— как близки они друг другу и в то ж е время как по-разному об рисованы. И потому не надо бояться того, что не осталось в литературе «свободных» типов, все исследованы. При такой боязни уже после Гомера надо было забросить все перья в дальний угол и объявить конец литературе. Нет, сегодняшний Молчалин, как замечает сам В. Шапошников, уже дру гой. Другими стали многие типы, но они не исчезли. А такие герои, как Михаил Пряс- лин и Иван Африканович, «чудаки» Ш у к шина,— этв уже типы последнего времени. Свои типы дает нам и проза семидеся тых. Среди них есть и герой резониру ющий, скулящий, юродствующий, есть и ге рой созерцающий, отстраненный от дейст вия, но преобладает все-таки герой актив ного действия, герой созидательный. Это Пушкарев из «Места действия» А. Прохано ва, Степушка из «Последнего колдуна» В. Личутина, учитель из повести Л. Кима «Соловьиное эхо». Поиски этого великого смысла существо вания человека и мира во многом опреде ляют прозу «сорокалетних». Наши прозаи ки думают не только о том, каков есть их герой, но и о том, каков он должен быть. Последнее время почему-то стали бояться героя-борца, героя-ГЕРОЯ, видя в нем что-то плакатное, показное. Будто не вечен тип ге роя-борца, общественного деятеля. Будто такой тип хоть когда-либо отсутствовал в об ществе. Всякое поколение всегда выдвигало и выдвигает какую-то часть людей с повы шенными общественными идеалами, с по требностью активного действия. Вот и сейчас кто-то отстаивает рубежи Родины, кто-то создает космические корабли, кто-то воз рождает новую деревню — так почему в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2